Любко Дереш: беги, кричи, пиши!

дереш
Wikimedia commons

Читайте также

"Біжи і кричи" — так называется новая книга Любко Дереша, которая в 2017-м выйдет в "Издательстве Анетты Антоненко". Об этом сообщил сам автор во время встречи с читателями-зрителями в рамках проекта "О-За-Театр" (совместная инициатива Киевского академического Молодого театра и газеты "Зеркало недели. Украина"). В основе проекта — современная малая проза украинских авторов. Среди произведений, вошедших в сценическую композицию, и рассказ Дереша "Тату, ваш син вегетаріанець". 

Итак, о вегетарианстве, о новой книге, о Григории Сковороде и далеких путешествиях писатель рассказывает в Молодом театре. 

О вегетарианстве

— Рассказ "Тату, ваш син вегетаріанець", вошедший в проект "О-За-Театр", в целом не выдуманный, никем не навеянный. Я сам стал вегетарианцем еще в 20 лет. А моя жена — вегетарианец с 14 лет. Мы, так сказать, познакомились уже зрелыми вегетарианцами! И, между прочим, интересно, что и художественный руководитель проекта — Андрей Билоус — тоже вегетарианец! Его коллеги часто цитируют мастера: "Я не ем все то, где есть глаза". 

В чем смысл вегетарианства? Для меня это ясный этический выбор: я не буду делать этого, потому что это — жизнь. Жизнь других. Это жертва, которая мне не нужна. Я хочу сохранить другие жизни. 

Да, даже морковь по-своему "кричит", когда вырываешь ее с грядки, поскольку все живое владеет более или менее выраженными формами сознания. Но сравнивать "убийство" моркови с убийством коровы и даже курицы или рыбы, как иногда иронизируют противники вегетарианства, — это кощунство.

Некоторые люди, столкнувшись с вегетарианством, думают, что это или умственное отклонение, или извращение, или аскетизм. 

Для меня, для миллионов людей в мире это — позиция, жизненная философия. 

Вегетарианская кухня богаче мясной. В ней разнообразие бобовых, молочных блюд. Различные зерновые, овощи, фрукты. 

А все это приумножают и обогащают специи. Когда проходите мимо восточных лавочек и видите эти специи, они возбуждают. Даже профан может оценить, какое разнообразие вкусов может выйти из их объединения. Специи — как ноты для мелодии, т.е. для будущих блюд. 

Я сам люблю готовить. И в моей кулинарной фантазии нет ограничений. 

За 10 лет вегетарианства я постоянно слышу от своей бабушки, несгибаемого человека (а она по специальности врач), "все ли я уже ем". Она постоянно повторяет, что надо есть "все, но понемногу". 

Я же отвечаю, что упрямо не употребляю мяса, вспоминаю Библию: "Не убий!" 

Именно здесь — "Не убий!" — в широком значении. 

Моя бабушка длительное время работала врачом в небольшом городке, знала каждого жителя. Ей 88. Это твердый человек с ясным умом и хорошей памятью. 

Кстати, именно она буквально недавно рассказала мне историю о моем родственнике — Петре Дереше, галичском писателе начала ХХ в. Меня постоянно переспрашивали: "Кем он вам приходится?". Так вот, бабця рассказала, что это один из братьев моего прадеда — Андрея Дереша. Еще во время Второй мировой войны они убежали с братьями в Прагу, получили там хорошее образование. И их мать, как рассказывает бабушка, постоянно держала кнут возле кровати, грозя детям, чтобы те хорошо учились. 

О тьме

— Одна из моих первых критиков, Диана Клочко, в свое время заметила, что в каждом из моих ранних текстов обязательно какая-то женщина умирает... Почему? Может, таким образом раскрывается тема подросткового насилия в произведениях "Поклоніння ящірці", "Культ", "Трохи пітьми"? 

Итак, откуда взялась эта агрессия? Что происходит? 

Только теперь, в последнем романе, я, очевидно, и нахожу ответы на некоторые вопросы. В этот раз, в новой книге, никто из женщин не гибнет. 

На самом деле те "Трохи пітьми" меня в свое время заставили попутешествовать по миру. С "тьмой" я ездил в Киргизстан, в Калмыкию, даже в Египет (где прожил круглый год). 

Возможно, искал солнце посреди "тьмы"? И оказалось, что солнце — именно здесь, в Киеве. 

Даже не во Львове, где я родился и куда должен был вернуться. 

Все-таки Киев мне ближе всего. Золотые ворота — одно из моих любимых мест. Там "теплее всего". Я бы так сказал. Ну, конечно, не принимая во внимание Индию, где я оставил свое сердце навсегда. 

Больше всего я понял Украину, когда начал жить в Киеве. Понимаете, можно убежать от друзей, от жены, но от себя — не убежишь. Такое бегство рано или поздно станет встречей с самим собой. И у меня было несколько таких "встреч". 

И одна из них, опять же, — в Киеве. По сравнению со Львовом, здесь очень-очень ясно. 

Да, я люблю Львов, там замечательная архитектура. И именно сейчас Львов активно развивается. То есть все начинает жить, действовать (мне кажется, что Львов вскоре ожидает новый подъем, в том числе и творческий). Но я выбрал Киев. 

О книге

— Новая книга — "Біжи і кричи". Весной я закончил этот роман, довольно большой. Поскольку должен был заниматься другими проектами, не было времени его отредактировать. А большой текст всегда нуждается в серьезной редактуре. Для меня есть два периода работы: когда пишешь и когда редактируешь. Именно тогда начинаю видеть текст со стороны. Определяю, что на первом плане, что на втором. 

В свое время почти катастрофа произошла с "Головою Якова": большой текст на
400 страниц после редактирования превратился в "брошюру" на 100 страниц. 

Возвращаясь к "Біжи і кричи", замечу, что этот роман близок к психологической драме. Персонажи написаны с реальных людей. Роман несколько футуристический, поскольку герои занимаются футуристикой, футурологией. Это история о киевских интеллектуалах с 2010-го года. То есть чуточку ретроспектива: еще "до" бурных майданных событий. Я был свидетелем того, как предварительно эти бурные события, по крайней мере частично, отрабатывались интеллектуально. И с 2008-го по 2010-й проходили очень активные футурологические дискуссии — как в России, так и в Украине. Тогда происходили настоящие битвы интеллектуалов по этому поводу. 

Текст "Біжи і кричи" рождался с 2014-го по 2016-й. Авторский стиль, может, и не кардинально, но отличается от стиля предыдущих произведений. Потому что для меня и "Миротворець", и "Пісні про любов і вічність", и, особенно, "Остання любов Асури Махараджа" были попытками "рафинировать" прозу, свободную от насилия, грязи, бранных слов, негативной эмоции. А сейчас, мне кажется, настало время интегрировать то, что было у меня еще до поездки на Синай, в нечто совершенно новое — сделать синтез тьмы и света.

О театре, кино

— Я учился в театральной школе Виталия Васильевича Семенцова — "Академии Вэ-Вэ-Эс" — сокращенно от "воспитание внутренней свободы". Меня восхищал Виталий Васильевич как педагог, как мастер своего дела. У него можно многому научиться. Со временем меня "догнала" литературная деятельность. Актером я себя не представлял. Считаю, что должен быть другой уровень отдачи в этой сфере, чем есть у меня. Я видел, как работают некоторые актеры, как много они должны отдавать. 

Актерская деятельность, в целом, нуждается в другом характере отдачи — в пожертвовании. 

Знаю, что я должен отдавать: могу с утра до вечера писать тексты, потом их вычитывать, редактировать, обдумывать. 

Поэтому в кино и театре я не очень осведомлен. Еще несколько лет самообразования — и я смогу об этом говорить. 

Что же касается кино… Мне очень импонирует режиссер Даррен Аронофски. Он голливудский режиссер, но не в мейнстриме, это андеграундный художник. Мне повезло с ним познакомиться, когда-то Аронофски приезжал в Украину. Все его фильмы близки мне. Мы с ним где-то на одной волне. Нравятся — "Фонтан", "Ной", "Реквием по мечте", "Пи". Думаю, что мы бы с ним поняли друг друга в совместной работе.

О друзьях

— Мой друг и побратим Дмитрий Коломойцев, вернувшийся из АТО, описан в сборнике рассказов "Пісні про любов і вічність". Вместе мы путешествовали по Египту. Потом он с семьей поехал в Индию, Непал, Таиланд. Когда в Украине началась война, из чувства обязанности пошел в АТО. Сейчас оттуда вернулся, готовит художественную выставку по эскизам, сделанным в АТО. Этот человек мне помог в тот период жизни, когда было "немного тьмы", когда меня подкашивало. А теперь я радуюсь, когда вижу, как он, получив новый опыт в АТО, рождается как художник. 

Есть такой замечательный человек — Володя Рафиенко. Он писатель, переехал из Донецка в Киев. Познакомились в октябре 2016-го. Вместе ездили в Бирмингем на литературный фестиваль. И я для себя таким образом открыл родственную душу. Интересно, что я с Галичины, а он — с востока Украины. Он — человек промежуточного поколения, между моим и поколением моих родителей, у него абсолютно другой жизненный опыт, чтение и письмо. Он в свое время получил две почетные литературные премии в России. Я пытаюсь, насколько это возможно, перенимать тот богатый опыт, которым Владимир щедро делится.

О сродном труде 

— Свой первый рассказ я написал в 11 лет и сразу позвонил в районную газету "Голос народу", спросил, как они относятся к тому, чтобы это опубликовать. Сказали — дескать, приносите свое произведение, а потом редакция решит: печатать или нет.

И в 11 лет я был очень возмущен: они еще и привередничают относительно моего творчества? В этот момент я четко понял, что хочу быть писателем. 

…Мне близка философия Григория Сковороды. Больше всего во мне находят отклик его слова о сродном труде. В некоторых своих баснях он цитирует Эпикура: "Дякую, Боже, що зробив усе потрібне — легким, а все важке — непотрібним". 

Возможно, идея сродного труда, идущая от собственной природы, и позволила утвердиться в том, что я должен быть писателем. Родственники советовали: дескать, займись чем-то серьезным! Поэтому получил образование бухгалтера, экономиста. Но природа есть природа. Только в 28 я понял, что надо сосредоточиться на одной деятельности. Надо в какой-то одной сфере достичь успеха. Когда находишь ключ к раскрытию своей судьбы, когда идешь по своей тропе сродного труда, жизнь становится легче. Тогда ты отбрасываешь все ненужное. У тебя в уме появляется пространство для философии. Таким образом, обычная бытовая деятельность становится осмысленной, привязанной к вечности. Потому что осознаешь, что нет жизни "там" и "потом", — все самое важное происходит именно сейчас. 

Премьера проекта "О-За-Театр" — 25–26 января (Киевский академический Молодой театр). В сценической композиции под названием — "Гагарин и Барселона" — встретятся герои разных рассказов Любко Дереша, Сергея Жадана, Евгении Кононенко, Юрия Винничука, Руслана Горового. Цель проекта — популяризация современной украинской прозы в театре. В работе над спектаклем задействованы молодые режиссеры: Мари Акопян, Мария Лукьянова, Илья Полоз, Наталия Сиваненко. Автор идеи и художественный руководитель проекта — заслуженный деятель искусств Украины Андрей Билоус. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.44
EUR 29.28