Курбас остановился в Киеве

123
Василий Артюшенко, ZN.UA

Читайте также

Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины и Художественная группа "Яра" представляют выставку "Курбас в Киеве", посвященную 130-летию со дня рождения гения украинского театра Леся Степановича Курбаса. Кураторы проекта — Вирляна Ткач ("Яра", Нью-Йорк) и Татьяна Руденко (главный хранитель музея). Выставка подготовлена при поддержке Программы им. Фулбрайта в Украине.

Лесь Курбас приехал из Галичины в Киев в марте 1916-го по приглашению Николая Садовского. Художники лелеяли грандиозные планы о преобразовании Киева в европейскую театральную столицу. Именно в Киеве есть адреса, которые тесно связаны с жизнью и творчеством Курбаса: Крещатик, Владимирская, Фундуклеевская, Прорезная, Лютеранская, Банковая…

По мнению историков, Лесь Курбас мгновенно получил признание среди киевских театралов после того, как сыграл Михаила Гурмана в "Украденном счастье", Хлестакова в "Ревизоре" и Збигнева в "Мазепе". 

Новая выставка, по замыслу кураторов, начинается вступлением о его работе в Молодом театре. Далее экспозиция разворачивается вокруг трех знаковых спектаклей режиссера в Художественном объединении "Березиль" — "Газ" (1923), "Джимми Хиггинс" (1923) и "Макбет" (1924). 

В экспозиции (второй этаж музея) — оригинальные и реконструированные костюмы, эскизы, макеты сценографии, афиши, режиссерские экземпляры пьес с заметками режиссера, ноты, документальные фотографии из спектаклей.

— Украинизировать наш театр Курбас начал уже через несколько недель после того, как приехал в Киев и встретил здесь студентов, — рассказывает ZN.UA куратор проекта Вирляна Ткач. — Тогда же начала действовать и его Театральная студия. Курбас разрушал рамки традиционного украинского театра, европеизировал его. Делал его не таким буквальным и формальным. Он словно преодолевал горизонты в оформлении спектаклей. К нему приходил Анатоль Петрицкий — профессиональный художник, который со временем станет в театре, наверное, одним из самых известных. Он привносит на сцену цвет, делает условные декорации. А зачем? Ведь, по мнению Курбаса, все передает внутренний мир актера.

В нашей экспозиции есть очень интересная инсталляция, связанная с историей названия Художественного объединения "Березиль". Как-то Курбас вместе со своими актерами сидел за столом, была бутылка вина. Режиссер говорит, что вот, дескать, кто предложит самое лучшее название для нового театра, тот и получит эту бутылку! Актеры предлагали разные названия (Тычина, например, "Сад"). На что Курбас иронически замечает: "Нас тогда будут называть "садисты". Так что название "Березиль" предложил именно Курбас. Но вино они выпили вместе!

***

Значительная часть новой выставки посвящена спектаклю Курбаса "Газ" (1918) по пьесе Георга Кайзера (1878–1945). Перевод с немецкого Роны Черняховской. Премьера —
27 апреля 1923 г. В экспозиции представлено немецкое издание этой пьесы (1919 г.). 

123
Газ

Коротко о самой постановке (на основе исследований музейщиков): 

"События в спектакле разворачиваются на газовом заводе, который в будущем должен стать единственным источником энергии для индустриального мира. Курбас представляет этот завод на сцене — через движение актеров. (На заводе — взрыв газа, тысячи людей гибнут). После взрыва рабочие протестуют, но владелец завода сам осознает, что газ — вещь ненадежная, он может взорваться снова. Поэтому он собирается перестроить завод в приусадебную жилищную коммуну. Тогда рабочие под влиянием главного инженера требуют, чтобы завод отстроили.

Выдающийся художник Вадим Меллер приходит в "Березиль" после работы в "Школе движения" Брониславы Нежинской.

Меллер сотрудничает с Курбасом уже с первых спектаклей "Березиля". Для "Рура" создает декорации и костюмы, напоминающие вертеп. А свою первую большую сценическую конструкцию создает для спектакля "Газ".

Анатолий Буцкий — композитор и дирижер симфонического оркестра в "Газе". Также он является автором музыки к спектаклям "Джимми Хиггинс" и "Макбет".

"По сигналу помрежа  грянул размещенный за кулисами оркестр,. Полились невероятные звуки, напоминавшие скорее роботу машин в цехах, чем музыку", — вспоминали позднее актеры.

— Надеюсь, что мы даем посетителям экспозиции ключ к пониманию творчества Леся Курбаса, — говорит Татьяна Руденко, главный хранитель музея. — Например, спектакль "Газ". В экспозиции представлены эскизы шести костюмов к "Газу" и один оригинальный костюм рабочего из фондов музея 1923 г. Также в музее есть оригинальные фотографии из спектакля, но мы не уверены, как именно актеры двигались в постановке. Ведь музыки, записей, текстов нет. Поэтому все это мы можем воссоздать лишь на основе воспоминаний. Когда Вирляна начала работать со своими актерами, то сразу стало многое понятным — с чего именно складывался космос Курбаса. 

Поскольку наш Театральный музей и родился в Художественном объединении 1923-го, то первые экспозиции включали постановки "Березиля" (это были первые экспонаты). Потом весь архив Курбаса попал в спецфонд. В 1962 г. имя режиссера реабилитировали. И первую выставку, посвященную этой гениальной личности, открыли в 1987-м. Тогда все было очень трудно: приезжали "проверяющие" из Министерства культуры. Через некоторое время был еще один курбасовский проект в рамках музея — передвижная выставка 1990-го. Она объездила много городов. А впоследствии заняла достойное место уже как постоянная экспозиция в самом музее. Нынешняя же выставка широко представляет новаторство Курбаса как режиссера. 

***

И еще об одном выдающемся спектакле режиссера — "Джимми Хиггинс" (1923) по роману Эптона Синклера. Автор инсценировки и композиции текста — Лесь Курбас. Оформление сцены и костюмы — Вадим Меллер. Специально к этой части выставки на основе эскизов и фото из спектакля реконструировали костюм Лиззи, жены Джимми Хиггинса. Ниже — фрагменты информационного сопровождения музея об истории рождения знаковой постановки. 

123
Джимми Хиггинс

"В 1924 г. в Харькове отдельной книгой издается сценарий Курбаса к "Джимми Хиггинсу", где точно описываются киноклипы, указаны свет, звуковые эффекты и даже длина пауз в спектакле.

Спектакль "Джимми Хиггинс" Лесь Курбас создает с актерами Мастерской №4. В основе постановки лежат новые средства коммуникации — телеграф и кино.

Джимми Хиггинс — обычный рабочий, чья семья гибнет от взрыва на военном заводе. Потом Джимми отправляют воевать в Европу, а позже — в Архангельск, где его арестуют, и он сходит с ума.

Во время репетиций Курбас диктует актерам реплики,  они их записывают. Василий Василько также иллюстрирует свои записи фотографиями, которые должны подвигнуть его на создание образов.

Спектакль Курбаса начинается сценой "Европейско-американский концерт", в которой семь государств — карикатурных персонажей, которые стоят на отдельных конструкциях, — телеграфируют друг другу разные требования и ультиматумы, из-за чего вспыхивает Первая мировая война. 

В "Джимми" Курбас использует кинокадры как один из ключевых элементов сценического нарратива, чтобы показать мысли Джимми. Сначала он делает это очень просто, будто учит зрителей языку, которым пользуется. Кинохроника, которую демонстрируют на большом экране справа от сцены, сопровождает рассказ спикера о политических событиях на митинге, где присутствует Джимми. Дальше кино начинает дополнять его мысли, вызванные агитацией.

Сцена взрыва, которой завершается второе действие, наиболее выразительна монтажом кино и сценического действия в постановке. На экране воспроизводятся мысли Джимми, его воспоминания о жене и детях. Его бег на место взрыва. А дальше крупным планом показывается лицо самого Джимми в отчаянии — именно на его эмоциях режиссер сосредоточивает внимание зрителей. 

Cцены пытки финального действия "Джимми Хиггинса" Курбас ставит с актерами, используя ряд принципов киномонтажа, но без демонстрации кинофильмов.

Группа актеров играет мысли Джимми. Когда он начинает терять сознание во время допроса, Джимми — Амвросий Бучма хватается за веревку и взлетает с платформы на сцену (в нынешней экспозиции есть фото этого момента). Как только Джимми решает, что ему отвечать, он взлетает вверх к палачу и падает без сознания. Зрители наблюдают крупным планом внутреннюю работу ума на грани истощения".

***

Один из кураторов выставки — Вирляна Ткач — американский театральный режиссер с украинскими корнями, поэт, переводчик. Она давно восхищается творчеством Леся Курбаса и является одним из основателей Международного общества его имени. Вирляна также автор театроведческих исследований о творчестве режиссера. И, безусловно, ее миссия в нынешней экспозиции "Курбас в Киеве" особая. 

— Я начала писать о Курбасе еще в 80-х ХХ в., — рассказывает Вирляна. — Но не думала, что со временем буду делать о нем выставку в музее. От идеи до реализации этой экспозиции прошло почти полгода. 

— Готовя такую экспозицию, очевидно, вы обращались и к киноархивам. Есть ли какие-то малоизвестные киноматериалы, которые еще не дошли до зрителя? 

—Да, обращались в архив Пшеничного, взяли четыре документальных момента из съемок "Джимми Хиггинса" — это то, что снимали в 1928 г. в Архангельске. Также мы планируем обратиться в центр Довженко, потому что у них есть фильм "Джимми Хиггинс" 1928 г., который снял Георгий Тасин. Но не весь фильм, а только часть — 11 или 12 минут. Это видео я считаю бомбой, потому что главную роль сыграл Бучма. 

— Пани Вирляна, несколько слов о вашей художественной группе... 

—Я руководитель Художественной группы "Яра" при театре "Ля Мама" в Нью-Йорке. Наш первый спектакль о Лесе Курбасе "В свете" сделан совместно с американцами. В нем речь шла о периоде жизни Курбаса между Молодым театром и "Березилем". Тогда курбасовцы пришли к идее экспериментального театра. Именно об этом и наша постановка. 

В Америке в 2010 г. была издана книга "Модернизм в Киеве" — это сборник из
20 статей на разные темы о культурной жизни Киева начала ХХ в. Если мы говорим о культуре Киева в 20-х гг. прошлого века, то снова и снова все вращается вокруг Курбаса… 

123
Василий Артюшенко, ZN.UA

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09