Куратор «Украина, гудбай» Владимир Тихий: «На кинопленуме была битва элиты кино с пенсионерами»

Поделиться
«Украина, гудбай» не просто спровоцирует следующий цикл короткометражек, а вообще подтолкнет наш кинематограф на какие-то перемены. Мы хотим, чтобы он изменил отношение зрителей к украинскому кино.

В отечественном прокате - «Украина, гудбай». Альманах (сборник короткометражек, среди которых и «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого) вызвал не только споры на недавнем КМФ «Молодость», но и бурную реакцию премьер-министра Николая Азарова. Куратором альманаха выступил кинорежиссер Владимир Тихий, под началом которого ранее был реализован похожий проект - «Мудаки. Арабески». В эксклюзивном интервью ZN.UA г-н Тихий рассказал о недавних страстях на пленуме Союза кинематографистов, о желании экранизировать роман Марии Матиос «Майже ніколи не навпаки», а также поведал подробности со съемок своего нового фильма «Зеленая кофта».

- Владимир, на недавнем пленуме Союза кинематографистов Украины вы довольно резко выступили против того, чтобы госсредства на съемки фильмов выделялись исключительно государственным киностудиям. А что произойдет, если эта идея все-таки возымеет действие?

- Если деньги из госбюджета будут выделяться только госстудиям, кинопроизводство будет монополизировано. Госстудии берут огромные проценты на обслуживание самих себя. Такая схема имела место в советское время и в 90-е годы. Но она себя исчерпала. Вернуть это все предлагают кинодеятели, которые давно в пенсионном возрасте, и их представление о кино ограничивается 60-ми годами. Поэтому на пленуме и развернулась битва элиты украинского кино с пенсионерами.

- Теперь об «Украина, гудбай»… Сейчас на экранах - первый блок короткометражек. Когда появится второй?

- Приблизительно через полтора месяца. Если первый блок получился артхаусным, то следующий - более мейнстримовый. Во второй части будет семь-восемь фильмов. Среди них - как ленты из этого альманаха, так и другие украинские короткометражки, которые до этого можно было увидеть только на фестивалях.

После этого планируем сделать интернет-премьеру всего альманаха, в котором будет 26 фильмов.

Это кино все-таки про темную сторону нашей реальности. От нее никуда не денешься. Мы сняли фильмы о проблемах, которые необходимо так или иначе переосмысливать и которые сами по себе никуда не исчезнут. Многие люди в Украине не хотят работать над собой, изменяться, становиться интеллигентнее или чему-то учиться… а ведь это тянет страну вниз. Исправить это можно, только если посмотреть проблемам в лицо. Именно для этого мы и сняли кино.

Нам было важно сказать о вещах, значимых здесь и сейчас - это адекватная реакция художника на окружающую реальность.

- Сценарии для альманаха «Украина, гудбай» создавались в Лаборатории современной драмы (ЛСД)?

- Там работали не над всеми сценариями. Например, короткометражка «Как казаки в космос полетели» снята по мотивам пьесы «Газовый котел в кредит». Но скрипты к отдельным фильмам писали сами режиссеры.

- Ваш предыдущий альманах «Мудаки. Арабески» собрал в кинотеатрах всего 10 тыс. зрителей. На какую аудиторию и на какие сборы рассчитываете в связи с «Украиной, гудбай»?

- Полагаю «Украина…» соберет больше. Но сколько именно, сказать не берусь. Этот альманах - абсолютный эксперимент, и я не могу ничего прогнозировать.

- Есть ли идеи для следующих циклов короткометражек?

- «Мудаки. Арабески» был первым опытом. И мы пытались разобраться, как такая схема работает. «Украина, гудбай» не просто спровоцирует следующий цикл короткометражек, а вообще подтолкнет наш кинематограф на какие-то перемены. Мы хотим, чтобы он изменил отношение зрителей к украинскому кино.

Из этого проекта выйдут по крайней мере два полнометражных фильма: «Племя» Мирослава Слабошпицкого и моя картина «Зеленая кофта». Кроме того, еще пару режиссеров уже подали заявки на финансирование.

- Недавно вы начали съемки «Зеленой кофты». О чем кино?

- Это жесткий, эмоциональный триллер. Действие разворачивается на киевских окраинах между двумя домами. Один построен примерно в 70-е, второй - в двухтысячные. Первый в свое время заселили люди из сел, а второй - элитный новострой…

Сюжет: девочка случайно теряет на улице своего младшего брата; попытки отыскать его ничем не оканчиваются… В действительности лишь очень маленький процент потерянных в Украине детей удается найти. В исчезновении она начинает подозревать человека из более высокого социального слоя. Вина, которую она испытывает, не дает ей покоя. Постепенно девочка превращается в настоящее чудовище и переступает границы дозволенного.

Некоторые кинокритики говорят, что эта история чем-то напоминает фильм «Пикник у висячей скалы» (1975) Питера Уира - там по сюжету тоже бесследно пропадают дети.

- Съемки в Киеве?

- Да. И более того, стараюсь показать в фильме нашу реальность. Даже сохраняю географию: когда герой идет и поворачивает на перекрестке, то камера поворачивает вместе с ним, и нет игры с монтажом, когда за поворотом возникает другая красивая улица. Это будет очень простое кино, понятное даже тем, кто не живет в постсоветском пространстве.

- Очевидно, «Зеленая кофта» станет первой полнометражной украинской лентой, в которой будут показаны окраины Киева…

- Наверное, да… Окраины Киева появлялись во многих российских сериалах. Правда, эти места «исполняли роль» провинциальных городов. Окраины также описываются в современной литературе, но в ней идет речь не о сегодняшнем дне, а о 80-90-х годах.

Несмотря на то, что в подобных «железобетонных» условиях, которые показываются в «Зеленой кофте», живет около 60% населения всей Украины - об этой стороне нашей реальности мало кто говорит. А ведь именно эти люди и являются лицом нашей страны, активной частью ее населения.

Уже готов «летний период» фильма, вскоре возьмемся за работу над зимним. Жду, когда выпадет снег. Хорошо, что в съемках такой перерыв. Ведь молодым актерам, которые впервые снимаются, важно переосмыслить своих персонажей. Они успели получить некий опыт, и теперь, когда мы начали репетировать зимние эпизоды фильма, актеры вышли уже на другой качественный уровень.

- Почему избегаете знаменитых актеров в своих картинах?

- Когда приглашаешь знаменитость, сразу утрачиваешь свободу действий. Приходится подстраиваться под график актера. Кроме того, они зачастую ведут себя как обычные «заробитчане», снимая буквально за три дня то, на что в полнометражном кино затрачиваются недели.

Не люблю людей, у которых словно на лбу написано «я - актер!». Если пригласить таких людей в фильм - он будет выглядеть неправдоподобно.

Единственное более-менее известное лицо в «Зеленой кофте» - солист группы «Перкалаба», играющий в коротком, но ярком эпизоде. Он появляется в образе коррумпированного прокурора, в котором чувствуется какая-то инфернальность.

- Как-то раз вы говорили, что для съемок фильма достаточно всего-то 10 тыс. долларов, ведь сегодня практически у каждого человека есть какая-никакая камера, а в качестве актеров можно пригласить просто друзей. «Зеленая кофта» снимается именно по такому принципу?

- Именно таким образом пришлось снять уже часть фильма. У меня есть контракт на частичное финансирование ленты государством. Но из-за бюрократических сложностей он пока не подписан.

Пятиминутный кусок отснятого материала мы отправили на кинорынок недавнего Варшавского кинофестиваля, где лентой заинтересовалась одна немецкая компания, которая может взяться за постпродакшн. Кроме того, интерес к картине проявили представители кинофорумов в Роттердаме и Сан-Себастьяне.

- Сложно пробиться на кинопоказы такого уровня?

- Украинскому режиссеру - сложно. Успех Сергея Лозницы в огромной мере зависит от продюсера, который может на равных разговаривать с руководителями престижнейших кинофестивалей, а также проталкивать фильм в европейский прокат. Когда человек долгое время работает в европейском кинобизнесе, то проблем с продвижением фильма не возникает. Если же в прокат или хотя бы на фестивали Европы пытается пробиться украинский режиссер, то он остается чужаком. Растолкать всех, чтобы показать свой фильм, просто невозможно.

- Вы уже экранизировали роман Ирэн Роздобудько «Пуговица». Сняли короткометражку по мотивам «Рекреаций» Юрия Андруховича. Какое произведение современной украинской литературы вам было бы интересно перевести на язык кино - на широкий экран?

- Я бы экранизировал роман Марии Матиос «Майже ніколи не навпаки». В нем пылают абсолютно шекспировские страсти. В этом сюжете жесткая драматургия. До такой степени, что чувствуется присутствие чего-то «высшего»… При этом наиболее популярный роман писательницы «Солодка Даруся» экранизировать практически невозможно. Чтобы создать хороший сценарий на основе этого текста, его нужно полностью переписать.

Когда работаю над экранизацией, то не пытаюсь точь-в-точь передать на экране то, что описано в книге. Главное - пересказать эти события своим языком, а если произведение написано давно, то отыскать в нем какую-то современную интонацию.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме