КОГО НЕСЕТ НАРОД С БАЗАРА КНИЖНОГО

Поделиться
Розничная книжная ярмарка, что состоялась в Международном центре культуры и искусств — третья на счету у ее организатора — Киевской Академии Евробизнеса (КАЕ)...

Розничная книжная ярмарка, что состоялась в Международном центре культуры и искусств — третья на счету у ее организатора — Киевской Академии Евробизнеса (КАЕ). Две предыдущие идут во времени буквально впритык: конец октября, начало декабря прошлого года. Столь динамичное начало в становлении благого мероприятия плюс вынашиваемые планы разрастания его до систематического и даже международного свидетельствуют: дело, видимо, стоит того. Да и определенный успех у книголюбов оправдал первоначальный риск.

Пока другие издательско-торговые головы думали и взвешивали, ребята из КАЕ взяли и воплотили то, чего в Киеве, оказывается, никогда-то и не было. Вы можете представить, чтобы в самом большом, как это принято говорить, культурном и научном центре державы, ее столице, вовсе не проводились розничные книжные ярмарки для народа? Евробизнесакадемики теперь по праву гордятся, что первопроходцы. И просят подчеркнуть в газетной публикации о появившихся у них последователях.

Игорь Воробьев, коммерческий директор КАЕ, он же глава ярмарки и председатель ее оргкомитета, объясняет рождение события прежде всего необходимостью выставить культурную, цивилизованную альтернативу тому книжному базару, что обитает на Петровке. Базару в самом худом и неприглядном смысле, когда тоскливо становится уже от одного вида книг, лежащих на целофановом квадратике прямо на земле. Книг, почти половину которых банально стянули из типографии.

Бороться с хищениями — дело милиции, издатели же и книготорговцы хотят приучить покупателей идти туда, где все чинно и прилично, а выбор литературы самый широкий и на любой вкус.

Хороший разброс в ассортименте определялся приличным кругом участников. Хозяева представили известную свою «Литературную серию «Академия» из 19 наименований, где и Шекспир, и Булгаков, и особо персональная гордость КАЕ захватывающий С.Соловьев; десять книг составляли литературу научную. Такие крупные фигуры, как издательства «Наукова думка», «Мистецтво», книгоману представлять не нужно. Из относительно новых лиц — «Air Land», специализация по психологии, философии, культурологии, религии. «Интел» — издательство при Институте социологии НАН Украины, естественно, с соответствующим направлением продукции. «Логос» — это общеобразовательная, обучающая и развивающая литература для школьников. «Диалектика» — книги для тех, кто работает с компьютером. Назову еще «Эгмонт», «Спалах», «Гру» — всего 16 издательств и книготоргующих фирм. В том числе и газета «Контракт», что явилась на ярмарку себя распространять.

Всего же представлено около тысячи наименований — огромный однодневный книжный магазин. В том числе и практикуемый в издательской сфере бартер из Ростова, Петербурга, Москвы. Причем цены, по словам организаторов, оставались декабрьскими. Вообще-то о них, ценах, говорить непросто, и у некоторых посетителей, как выяснилось позже, свои и разные впечатления по этому поводу. Но устроители, расписываясь, как говорится, только за себя, утверждают: книгам своего издательства они назначают стоимость в 60 процентов от розничной. «Мы заинтересованы, чтобы читатель пришел сюда и купил книгу у нас. Нам выгоднее продать хоть и несколько дешевле, но быстрее». Даже дилетант в экономике наслышан об оборачиваемости средств, так что, говоря об отсутствии ставки на коммерческий успех, Воробьев все же слегка лукавил. И если устроители оказались не в убытке, с этим их можно только поздравить.

Успех же у посетителей был налицо. Если пришедших на первое мероприятие принять за 100 процентов, в декабре их было 350, на последнем — и того больше.

Какую литературу мы покупаем, интересно узнать хотя бы в частности.

Александра Ивановна Шереметьева не могла не привлечь заинтересованного внимания. Уж больно целеустремленно и цепко осматривала экспозицию, не менее энергично вела деловой разговор с издателями. Более близкое знакомство с ней оказалось прямо-таки показательным. Шереметьева — председатель Кременчугского райсовета. На ярмарку приехала (увидев рекламу в «Петровне») специально, в виду преследуемых ею интересов социального центра молодежи. Нормальная его работа определяется вещью как прозаической и необходимой, так и всегда недостающей — финансами. Где взять их? Заработать самим. Идея: на книгах, легально и законно. А также своим местным коробейникам оздоравливающую конкуренцию составить. «Здесь, на ярмарке, выбор прекрасный, цена доступная. А в нашем регионе эти самые бизнесмены заламывают раза в три-четыре дороже. Мы закупим хорошую литературу, продадим всего на десять процентов дороже. И деньги у центра появятся, и молодежь почитает любимый роман». На чем же остановила Александра Ивановна руководящий выбор? Во-первых, нетленные И.Ильф и Е.Петров. Далее — «Анна Ярославна — королева Франции» А.Ладинского, «Графиня Рудольштадт» Ж.Санд, «Испанская баллада» Л.Фейхтвангера (прямо-таки университетская программа). И еще три научно-исторические работы, в том числе и «Летопись Киевской Руси» П.Толочко.

Будущий филолог Елена Рыбальская приобрела у фирмы «Мулета» сборник «Бессознательное», столь же роскошный по содержанию, сколь и по цене, превышающий стипендию владелицы — 760 тысяч карбованцев. Но подобный разор на книги у студентов нередок. Особенно, если научный интерес особо специфичен, а разрабатываемая конкретика представляется автору сугубо новым направлением. Стоит ли скупиться?

Все наличествующие на ярмарке четыре тома Шекспира, пара книг по самооздоровлению, медитации, красочное издание сказок Андерсена составили приобретение супругов Демченко. Но не без разочарований. Андрей, архитектор по профессии, хотел бы что-то приобрести по специальности: справочники по дизайну, новые технологии в строительстве. Ирина сказала без обиняков: книги дорогие. Сказки, что продают, есть и на лотках, и в магазинах. И по той же цене. «А я ведь сюда пришла, чтобы купить подешевле». Это все к тому же сложному вопросу о ценах.

Но для Юлии Юхневич и Татьяны Бугасовой вопрос стоимости в роли второстепенной. На ярмарку они пришли работать — пополнить фонды научной библиотеки Киево-Могилянской Академии, сотрудницами которой являются, наличностью на покупки снабдило руководство. Высматривали и приобретали солидную, фундаментальную литературу для студентов, преподавателей, научных сотрудников. Ко времени нашего знакомства собственностью Академии уже стали «Основы менеджмента» Майкла Мэскона и других авторов, «Экономическая мысль в ретроспективе» Марка Блауга, «Международный бизнес» Джона Дэниэла и Ли Родеба, энциклопедический словарь по китайской философии.

Порадуемся за преподавателей и будущих выпускников элитарного вуза. Хотя за походом библиотекарей на ярмарку — их нынешняя беда и горечь, как и у всех их коллег, занимающихся комплектованием: отсутствие полной картины, что издается, где, какие цены. Книжный рынок не поддается изучению, поскольку не охвачен информационно. Привычно заказать литературу по предварительным бланкам зачастую невозможно. Появилось множество частных издательств, у которых попросту нет тематических планов.

Правовая анархия в отрасли, особенно у недавно объявившихся ее новых представителей, игнорирует соответствующий правительственный документ, который все же есть и призван наводить издательскую дисциплину. Все с нетерпением ждут уже не какого-то постановления или указа, а ЗАКОНА о книгоиздательстве. Но каким предусмотрительным и ловким должен быть этот юридический устав, чтобы тягаться с существующей неразберихой! Ответить же на вопрос, что выходит в свет, где, когда и почем нынче отчасти пытаются некоторые периодические издания — «Українське слово», «Книжкова тека», «Книга i культура», «Bestseller», «Палiтра друку». Недавно во всеуслышание заявила о своем намерении отслеживать всю-всю-всю информацию об издаваемой продукции Украинская Ассоциация Негосударственных Издательств. Таковая существует с лета прошлого года, и членами ее уже есть 30 издательств Украины. Зарегистрировано то самое всеохватывающее издание, собственный печатный орган ассоциации — «Книжная биржа», первый номер которого планируется выпустить в феврале — марте этого года. А пока и ярмарка помощник.

Вернемся к ней, чтобы подумать над главным: удалась ли эта очередная рабочая суббота КАЕ? То, что вы уже прочитали, якобы отвечает на вопрос утвердительно. «Якобы» потому, что ни один из моих собеседников, за исключением неистощимо оптимистичной Шереметьевой, не обошел осуждающим вниманием чисто организационную сторону события. Точнее, условия для посетителей. Еще точнее, отсутствие их. Теснота, толчея, давка, словом, столпотворение — в лучших наших традициях «что дают?», когда это «что» уже кончается. Судостроитель на сегодня и яхтсмен всегда Царьков Владимир Иванович, с Геродотом под мышкой пытавшийся протолкаться к очередному книжному столу, вслух постеснялся за присутствующих: «Люди все читающие, интеллигентные, а ведут себя плохо. Но ведь не по своей воле. Ни подойти, ни посмотреть. Надписи мелкие, столов не хватает. Я бы поставил их в большем количестве с одинаковой раскладкой...»

Парадокс: активная рекламная кампания вызвала такой поток посетителей, что помещение бывшего Октябрьского дворца, планировка которого явно не располагает к подобным мероприятиям, не смогло его «переварить». О витринах же и стеллажах наши первопроходцы, видно, серьезно еще и не думали.

...А в это время почти что напротив, в Украинском доме, развернули такую же ярмарку коллеги Академии Евробизнеса, надо полагать, те самые последователи. Обстоятельства сложились так, что планируемого разброса во времени не случилось. Но толпящийся книголюб только бы спасибо сказал этим самым обстоятельствам, догадайся организаторы события в Украинском доме прикрепить у входа в Международный центр соответствующее объявление-приглашение. И все же издательство «Борисфен», руководяще ведомое Министерством по делам информации и прессы, продемонстрировало более совершенный вид торгового вернисажа. Кто знает, может, и на руку недостаток в рекламе, который тут имел место быть. Народ хоть и пришел в приличном количестве, но валом не валил, столы и стеллажи не сдвигал. Все было благопристойно, интересно, порою оживленно, а также раскупаемо. В начале осени «Борисфен» проводил книжную ярмарку для издательств и книготоргующих организаций. Изготовленные по тому случаю стеллажи нынче дали им большое преимущество.

А планы и у тех, и у других организаторов кипучи. «Борисфен» намеревается устраивать подобные праздники для книгочиев и их кошельков (в полтора-два раза дешевле продавал он свою литературу, нежели самым постоянным оптовикам) ежемесячно. Академия Евробизнеса и того пуще: уже с марта раз в две недели, а потом и еженедельно будет призывать нас «совместить полезное с приятным». И с ареолом у них хороший апломб: довести свои ярмарки до всеукраинских, впоследствии — до международных. Однако скепсис по этому поводу не грех — авральным подходом, без соответствующих мебели и помещения эту глыбу не поднять. А хотелось бы планируемого результата. Ведь книга не только хорошее средство бизнеса. Она, как заметил один посетитель, восстанавливает душевное равновесие. У кого с этим нет проблем?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме