«КИНО-ЯЛТА-2003»: ЧТО ЗА «ПТИЦА» ТАКАЯ — ПРОДЮСЕР?..

Поделиться
Кино родилось в Ялте 95 лет назад благодаря первому российскому киномечтателю и талантливому кинодеятелю, вписавшему славную страницу в историю мирового кинематографа, Александру Ханжонкову...
Организаторы «Кино-Ялта-2003» готовы ответить на любые вопросы

Кино родилось в Ялте 95 лет назад благодаря первому российскому киномечтателю и талантливому кинодеятелю, вписавшему славную страницу в историю мирового кинематографа, Александру Ханжонкову. Созданная им Ялтинская кинофабрика стала счастливой колыбелью для многих режиссеров и знаменитых картин — от «Обороны Севастополя» Василия Гончарова и Александра Ханжонкова, прекрасных сказок Александра Роу и Александра Птушко, «Дамы с собачкой» Иосифа Хейфица, «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Мио, мой мио» Владимира Грамматикова и «Ассы» Сергея Соловьева.

Сам Алексадр Ханжонков был умным, удачливым, в меру рисковым кинопредпринимателем. В современной киноиндустрии эта востребованная, но пока мало распространенная в нашей стране профессия называется продюсер. Приглашая на работу в свое акционерное общество «Ханжонков и Ко» людей, одержимых новыми идеями во имя нового искусства, безумцев, оказавшихся гениями, кинофабрика Ханжонкова на много десятилетий определила облик национального кинематографа. Именно там были «зажжены» звездные имена таких режиссеров, как Василий Гончаров, Петр Чардынин и анимационного гения Владислава Старевича, артистов Веры Холодной и Ивана Мозжухина, Веры Коралли иАлександра Вертинского. Понимая, что основа фильма и львиная доля его успеха — сценарий, Ханжонков сумел привлечь в кино лучших литераторов, создав между ними здоровую конкуренцию.

Не правда ли, теперь совершенно ясно, почему организаторы Международного фестиваля «Кино-Ялта-2003» — Министерство культуры Российской федерации, Министерство культуры и искусств Украины, ЗАО «Ялтинская киностудия», продюсерская фирма «Арт-продакшн» при содействии Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым и Ялтинского горисполкома в основу концепции фестиваля этого года положили идею продюсерского кино. В предыдущие же два года («Кино-Ялте» — три, она вступает в бурный период отстаивания собственного «я») это была просто Неделя украино-российского кино.

В конкурсной программе, подбор которой консультировала с российской стороны Анна Пендраковская, а с украинской — Министерство культуры и искусств, участвовали 11 картин: 7 российских и 4 украинских, которые, по данным счетной комиссии, просмотрели 3021 человек. Имеются в виду те зрители, которые выставили свои оценки по пятибалльной системе и опустили после сеансов билетики голосования в урну. В соответствии с заключением вышеупомянутой комиссии призы распределились следующим образом. Главный приз — государственную поддержку производства совместного российско-украинского проекта — получил, как было объявлено со сцены, автор сценария и режиссер-постановщик картины «Бедный, бедный Павел» Виталий Мельников, а не продюсер Андрей Зерцалов. Два других приза — поддержку украинского фильма в российском прокате и поддержку российской картины в украинском прокате — получили соответственно «Богдан-Зиновий Хмельницкий» Николая Мащенко и «Вторая невеста императора» Светланы Дружининой. Обращаю внимание читателей «ЗН», хоть фестиваль и назывался продюсерским, награждались режиссеры. Это первое, на мой взгляд, несоответствие.

Не стану утомлять вас рассказом о программных фильмах, т.к. мы не раз уже подробно рассказывали о каждом из них в связи с показом на других кинофорумах. Не умаляя достоинств и недостатков лидера зрительского внимания «Кино-Ялта-2003» «Бедного, бедного Павла», позволю себе высказать удивление по поводу оставшейся за «бортом» фестиваля ленты Бахтиера Худойназарова «Шик». Во-первых, в его создании принимали участие несколько европейских стран, ведущими из которых были Россия и Украина (в лице телекомпании «Интер»). Уже одно это обстоятельство наиболее соответствует теме продюсерского кино и копродукции, идею которой положил в основание своей концепции Ялтинский форум. Не говоря о том, что и имя режиссера, и сама картина, уже увенчанная наградами серьезных киносмотров, заслуживают внимания как с точки зрения творческих достижений, так и с позиций финансирования и организации процесса работы.

Как подчеркнула в своем выступлении на открытии фестиваля продюсер фильма госпожа Диждишян, деньги давали под имя Худойназарова, яркая индивидуальность которого расцвела еще во ВГИКе в мастерской Игоря Таланкина. С начала 90-х он живет в Берлине, и каждая из его киноработ неоднократно отмечена фестивальными наградами: в Мангейме и Турине — «Братан», «Серебряный лев» в Венеции — «Кош ба кош», «Золотой овен», «Золотая роза» в Сочи, приз киноакадемии «Ника» — «Лунный папа», Гран-при на последнем «Кинотавре» в Сочи — «Шик».

«Шик» — пронзительный и точный трагикомический рассказ о жизни трех друзей в маленьком бедном полуразрушенном приморском городке. Где-то там, за морем, куда можно уехать катером, бурлит иная, красивая, наполненная любовью, добром и достатком жизнь. Жизнь, у которой есть перспективы. О мечте, о взаимоотношениях с миром, о желании самореализации и о... безысходности этих желаний в сегодняшней провинции этот фильм. Как и в «Лунном папе», и смех, и слезы, и любовь сконцентрированы в нем до притчевой формы. Но если героиня последнего уходит в финале ввысь от обозленного мира, то потерявшие в борьбе за самих себя друга оставшиеся двое ребят уплывают из опостылевшего городишки практически в никуда. В «Шике» отличные актерские работы: трудно выделить кого-то из троих друзей (Артур Смольников, Иван Кокорин, Александр Яценко), не уступают им и «взрослые» герои — Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Николай Фоменко.

Судя по реакции зрителей, с которыми я говорила об этой картине, она не оставила равнодушным никого, разве что именно эти зрители забыли проголосовать. С другой стороны, толерантный фестиваль двух дружественных кинодержав тактично оставил главный приз крепкому мастеру, которого может заинтересовать именно российско-украинский проект, не связываясь с редко посещающим страну и живущим в далеком Берлине режиссером.

Безусловно, устроители фестиваля (его продюсеры — Сергей Аршинов, продюсерская компания «Арт-продакшн» и Валерий Пендраковский, генеральный директор Ялтинской киностудии) сделали немало, чтобы вдохнуть жизнь в погибающую Ялтинскую студию. В последние несколько лет студия не только ожила, но и набирает обороты, создавая новые рабочие места; начинает потихоньку рассчитываться с долгами, выходить на рентабельность. Не только предоставляет услуги, давая возможность заезжим группам снимать в потрясающем антураже Крыма, но и запускает собственные проекты. В ближайших планах — фильм Валерия Пендраковского «Бегущая по волнам». Уже готовы декорации на Поликуровском холме, посмотреть которые участников и гостей фестиваля любезно пригласили. И, право же, когда наблюдаешь успешную реанимацию, разговоры о национальных долях финансового вклада в нее неуместны. Слава Богу, работа идет.

В рамках фестиваля состоялся «круглый стол», посвященный проблемам продюсерского кино, который вел Сергей Лазарук, руководитель департамента государственной поддержки кинематографии Министерства культуры РФ. Нашу страну, как на фестивале, так и на теоретических бдениях, представлял Николай Мазяр, начальник департамента кинематографии Министерства культуры и искусств Украины. Вопрос о том, что такое продюсерское кино и чем оно отличается от собственно кино, не стоял вообще. Собравшиеся, среди которых были давно и успешно работающие в кино Борис Грачевский, Светлана Дружинина, Николай Мащенко и др., а также представители нового поколения в кинематографе: Лесь Санин, Роман Борисевич, Сергей Чельянц и др. довольно долго и невнятно пытались дать самим себе определение, кто же такой продюсер и каково его место в системе производства кино. Одни видят его как серьезного финансиста, руководителя финансовых потоков, другие воспринимают в виде большого, желательно бездонного кармана, третьи считают узурпатором и единовельможным правителем в создании кино, четвертые — счастливым соединением экономических возможностей с творческим началом, пятые жаждут продюсера, который «с самого начала производства картины найдет на нее покупателя».

Мнения не то чтобы разделились, они были расплывчаты и невнятны, как и само понятие «продюсер» в нашем нищем кино. Правда, сейчас в игру вступили хорошо обученные, умеющие чувствовать время и зарабатывать деньги люди, которые решили заниматься кино. И если им на откуп полностью отдать выбор тем, боюсь, как бы резко не упала планка культуры и духовности, как это случилось на ТВ во имя его величества таинственного рейтинга и не менее таинственного «народа», от имени которого действуют современные менеджеры от культуры.

Теоретические выкладки звучали на «круглом столе» в основном с российской стороны, где, по словам Лазарука, на кино реально выделено более 2 млрд. руб. и «эта цифра будет увеличиваться», т.к. к 2006 году Россия планирует выпускать не менее 100 художественных картин в год. Там, у них, есть закон о господдержке кинематографа, который, заметьте, работает. Причем с национального продукта само министерство не имеет права получать прибыль, но обязано выделять до 70% суммы, предполагаемой на рекламу в прокате и тиражирование копий. Эти цифры звучали издевательски-бравурно на фоне печального выступления Николая Мазяра, назвавшего якобы фигурирующую в будущем бюджете глубоко теоретическую сумму в 15 млн. гривен на все, и упомянувшему о «четверном» обложении НДС на пути фильма от производства к зрителю.

Лесь Санин, показавший в Ялте своего «Мамая» вне конкурса, с грустью вспомнил об Анне Чмиль (плодотворную совместную работу с ней в течение многих лет, кстати, высоко оценил ее коллега из России Сергей Лазарук), которая отстаивала, в частности, молодежный проект, и безысходно заметил, что «пора, наверное, переводить сценарии на русский и английский языки, предлагая их России и другим интересующимся кинематографом державам».

Но главным все же в Ялте было кино, которое шло на многих площадках — их было более 40 — в кинотеатрах, на площадях, в санаториях — т.е. круг зрителей, по мнению устроителей, значительно увеличился. И это здорово, другое дело — качество показа, которое, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Оснащенных современной аппаратурой залов в городе и его окрестностях нет. А уважающие себя создатели кино не любят давать свои картины в некачественный показ. Это серьезная проблема будущего престижа «Кино-Ялты».

К тому же, проверено, народ в курортном городе летом в основном праздношатающийся, он с удовольствием посмотрит кино, одновременно пообщавшись с любимыми артистами, которых знает, а не с продюсерами, о которых не знает с чем их едят. В этом году артистов было мало, из звезд только Дмитрий Харатьян, который и получил зашкаливающую по своему накалу дозу народной любви.

«Кино-Ялта» тщательно готовится и делается его устроителями и организаторами с любовью к кино и к зрителю. Но чтобы фестиваль мог развиваться, наверное, следует глубже продумать его концепцию. И если уж оценивать продюсерскую работу, то по нескольким профессиональным категориям. Например, организация съемок и бюджет картины, продвижение ее в прокат и прокатный успех, выраженный в реальной прибыли. Либо стоит оставить серьезные разговоры за кадром зрительского внимания, для профессионалов — это им действительно необходимо и они будут благодарны за такую возможность, а зритель пусть голосует за хорошее кино и любимых актеров. Удачи тебе, «Кино-Ялта»!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме