«Киевские солисты»: и классика, и современность

Ольга Кизлова 28 октября 2011, 12:52
16-3.jpg

Читайте также

Недавний концерт «Киевских солистов» в Колонном зале им. Лысенко вышел далеко за рамки рядового филармонического мероприятия. Авторский проект одного из лучших наших струнных квартетов Collegium, трое участников которого работают в «Киевских солистах», называется традиционно: «Классика и современность». Он был задуман в рамках ІІІ международного фестиваля Chamber Art Music.

Молодежный камерный струнный ансамбль (оркестр) «Киевские солисты» основан скрипачом Богодаром Которовичем пятнадцать лет назад. Все участники ансамбля — лауреаты международных конкурсов. Коллектив — победитель международного конкурса в Берлине, гастролировал в Германии, Польше, Японии, Бельгии, Южной Корее. В немалом репертуаре ансамбля — классика и новая музыка: произведения Е.Станковича, М.Скорика, К.Пендерецкого, Тору Такэмицу.

В феврале этого года дирекция и артисты приняли решение пригласить художественным руководителем коллектива дирижера Владимира Сиренко (возглавляющего Национальный симфонический оркестр Украины).

Теперь Сиренко, как это нередко происходит в мировой практике, одновременно руководит двумя академическими коллективами — старейшим симфоническим и самым молодым камерным.

«Киевские солисты»

Зимой 2010 года «Киевские солисты» получили статус национального камерного ансамбля, что накладывает серьезные обязательства: это второй камерный оркестр, имеющий подобный «титул».

Вечер открыло оркестровое переложение фа-минорного квартета Л.Бетховена. Это произведение ансамбль подготовил еще под руководством своего основателя и показывал несколько лет назад в Варшаве. Бетхо­венский опус в малеровской интерпретации «Солисты» сыграли увлекательно, драматично. Дирижер выстроил форму, драматургию, точно расставил акценты.

С оркестром выступил 36-летний израильтянин Сергей Островский. Скрипач сыграл в первом отделении Концерт №2 ре-мажор В.-А.Моцарта. Именитый европейский солист, профессор Женевской консерватории играет на скрипке Джованни Гранчино 1716 года, имеющей светлый, полетный тембр, особенно в верхнем регистре. Моцарт в исполнении гостя звучал живо, приветливо.

Второе отделение началось с Кончерто гроссо №1 Альфреда Шнитке. Зрелый стиль Шнитке отражен в его шести Кончерто гроссо, созданных в течение его последних двадцати лет жизни. Камерный оркестр в этом произведении «состязается» с двумя скрипками, клавесином и роялем, к струнам которого заранее прикрепляются скрепки, кнопки, листы бумаги. Сольные партии исполнили Сергей Островский и совсем юный Игорь Завгородний. Рояль и клавесин — Ирина Стародуб. Развитие напряженного «сюжета» во многом обусловлено выпуклостью образов Шнитке. Развертывание партитуры полностью захватило исполнителей — солистов, дирижера, оркестр.

Завершился концерт Четырьмя постлюдиями для струнных и фортепиано Валентина Сильвестрова, сыгранными в присутствии автора. Цикл известен концертной записью 2009 года в интерпретации французско-американской пианистки Элен Гримо и камерного оркестра Баварского радио. В украинской столице его играли старшие коллеги молодежного коллектива — ансамбль «Киевская камерата». Жанр «постлюдии» как самостоятельная пьеса (от лат. post — после и ludo — играю) родился из завершающего раздела романса или песни — его инструментального заключения. Слушатели внимали раздумьям о прожитом, ловили «ускользающую красоту» (В.Сильвестров), наслаждались печальной сквозящей грустью. Солировала Ирина Стародуб. Неожиданно в начале первой пьесы, впервые в своей практике, Владимир Сиренко остановил оркестр, когда в нежную воздушно-кружевную звуковую ткань ворвался громкий звонок мобильного телефона. Дирижер повернулся к публике, укоризненно посмотрел в конец зала и начал сначала…

После концерта скрипач Сергей Островский рассказал ZN.UA о своей карьере, о сотрудничестве с украинскими музыкантами.

— Я родился в Нижнем Новгороде, там же начинал учебу, — говорит Сергей. — А уже в Израиле занимался у Ирины Васильевны Светловой из Гнесинской школы-десятилетки. Она приехала в Израиль в один год с моей семьей, и я проучился у нее пять лет. Потом — Европа (основанный мной квартет Aviv). Мы стажировались два года под руководством Alban Berg Quartet, затем у квартетов Amadeus, Julliard, La Salle, Emerson, Vermeer, у Исаака Стерна — и это была великолепная школа. Игра в квартете Aviv, которому уже 15 лет, — самая мощная «аспирантура». А в реальной аспирантуре моим педагогом был Алекс Керр — концерт­мейстер Королевского оркестра Concertgebouw в Амстердаме. Я учился у него два года, он мой последний педагог по скрипке и дал мне очень много в плане моей «концертности», определил мои задачи в сольном исполнительстве. Кроме того, я работаю первым концертмейстером в оркестре De La Suisse Romande в Женеве и преподаю в тамошней консерватории.

Я не слишком интересуюсь исполнением «наиболее современной» музыки. Есть люди, которые специализируются именно в этом направлении, но не обязательно всем нужно всё играть. С удовольствием изучаю квартеты Бетховена и концерты Моцарта.

Две недели назад фирма Naxos выпустила диск с менее известными скрипичными концертами русских композиторов Антона Аренского, Юлия Конюса и первой в мире записью Концертино Моисея Вайнберга (советский композитор, автор множества симфоний, квартетов, концертов, опер, музыки к фильму «Летят журавли» и мульт­фильму «Винни-Пух». — О.К.). Записался с немецким дирижером Томасом Зандерлингом (сотрудничал с НЗАСОУ. — О.К.) и оркестром британского города Борнмут, которым руководит Кирилл Карабиц. Хотя основная моя деятельность — все же квартет. «Киевские солисты» — замечательный оркестр (мне есть с чем сравнивать, я играл с разными камерными и симфоническими составами). Здесь музыканты — настоящие энтузиасты.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.04
EUR 29.06