Киев, французский музыкальный импрессионизм

Ольга Кизлова 21 апреля, 17:21
123
Антоний Барышевский

Читайте также

В Колонном зале им. Н.Лысенко филармонический оркестр п/у Виталия Протасова и солист-пианист Антоний Барышевский представили поклонникам академической музыки вечер французских композиторов. 

Рассматривая филармонические программы лучших мировых концертных залов Линкольн-центра, Карнеги-холла, Концертгебау, Гевандхауза, Альберт-холла, парижского Плейеля, Венской Musikverein, Берлинской филармонии, Elbphilharmonie Гамбурга и т.д., отметим постоянное наличие в них музыки всех континентов, ни один оркестр или зал никогда не ограничивается лишь национальными рамками. 

Недавно вернулся после успешных американских гастролей Национальный симфонический оркестр. За 2,5 месяца под руководством дирижеров Владимира Сиренко и американца Теодора Кучара украинский симфонический оркестр (в 2018 году отмечающий свое столетие) дал 43 концерта по всей территории США и один концерт в Торонто. Разнообразная программа была составлена по просьбе приглашающей стороны: украинская музыка Е.Станковича, Н.Лысенко, М.Скорика, мировая классика — Дж. Верди, Р.Шуман, А.Дворжак, П.Чайковский, С.Рахманинов, Д.Шостакович. В каждом концерте звучали 3–4 произведения разных стилей и эпох. А накануне Пасхи оркестр, следуя своей ежегодной традиции, уже в Киеве исполнил христианскую программу — на сей раз "Реквием" Антонина Дворжака. 

Второй тип концертов — тематические симфонические вечера — не менее распространенная мировая практика. 

В недавней программе В.Протасова в Национальной филармонии прозвучали произведения композиторов-импрессионистов Мориса Равеля и Клода Дебюсси, и их предтечи — романтика Эммануэля Шабрие. Испанские мотивы в творчестве французов весьма сильны. Вспомним едва ли не самое популярное произведение М.Равеля "Болеро", его "Испанский час", "Испанскую рапсодию". 

123
Виталий Протасов

Концерт начался рапсодией Э.Шабрие "Испания". Пьеса была написана в 1883 году, вскоре после путешествия композитора в эту страну. 

Древнегреческий жанр рапсодии, возрожденный в ХІХ веке в фортепианном творчестве Ф.Листом, получил большую популярность у романтиков. Большинство рапсодий имеет яркое фольклорное наполнение. Подлинный испанский колорит слышен и в каждом звуке Шабрие. Танцевальные образы арагонской хоты (очевидны переклички с Михаилом Глинкой) в разнообразных — и бравурных, и лирических эпизодах — рисуют оптимистический национальный образ испанцев. Нередко остинатный ритм сопровождает множество выпуклых соло, перекликающихся во всех оркестровых группах. Композитор применяет некоторую эксцентричность звукописи, свободу и непринужденность пестрой палитры красок, импровизационность. Светлая и радостная картина народного праздника начала концерт "за здравие". 

Далее играл А.Барышевский. Талантливый молодой солист Национальной филармонии глубоко мыслит, ему есть что и как сказать слушателям. В его исполнении концерт Соль мажор №1 М.Равеля наполнился игрой тембров, ритмов, темпов, нюансов. 

Равель сочинял произведение под впечатлением поездки в США и большим влиянием джаза, заполонившего в те годы Америку и Европу. Премьера долго не складывалась, и композитор посвятил концерт Маргарите Лонг, известной исполнением К.Дебюсси и Г.Форе, которая просила Равеля о новом материале. 

Первая тема напоминает страницы "Петрушки" И.Стравинского. Второй образ — медитативно-красочный, как бы "игра воды" — переклички рояля и оркестра. Затем токкатный эпизод, безукоризненный в трактовке Барышевского с технической и образной стороны — и снова блики красок… Окончание первой части неожиданно-бурное, на фортиссимо, тутти всего оркестра и солиста. 

Вторая часть — размышление. Музыка очень проста, но тем сложнее интонирование, с чем Антоний достойно справился. Переклички рояля и деревянных духовых рисуют мечтательные, сладостные картины. 

В финале — шуточные глиссандо, всплески динамики, суета, "догонялки", "прокофьевские" образы. 

Если бы не аплодисменты между частями (ведущая не предупредила о целостности цикла), все вообще было бы идеально. А так, во время неуместных хлопков, артисты на сцене испытывали неловкость, а грамотная публика — смущение… 

На бис пианист исполнил "Фейерверк" Клода Дебюсси из ІІ тетради цикла "24 прелюдии". Пьеса виртуозная технически и непростая по содержанию. Сыграл богато тембрально, с яркими, точными контрастами и ощущением авторской многозначительности. Доводилось слышать эту прелюдию на конкурсе Чайковского в Москве в превосходном исполнении Александра Лубянцева. Антоний играет ее по-своему, не уступая коллеге в тонкой, изысканной выразительности. 

Во втором отделении оркестр взялся за сложный программный цикл К.Дебюсси "Образы" (написан в 1908–1912 годах). Его объем и образное разнообразие ко многому обязывают. Каждая из трех частей имеет собственный национальный колорит: английский, затем испанский, и в третьей части — французский. Начали простыми танцевальными мотивами, выраженными в первом номере оркестровой серии "Образов" — "Жигах", в духе английского народного танца. Пьеса писалась несколько лет и первоначально носила заглавие "Грустные жиги". 

Андре Капле, участвовавший в оркестровке "Жиг", подчеркивал в своих воспоминаниях "печаль и даже попытки скрыть рыдания под маской угловатых, механических жестикуляций или покровом флегматического равнодушия". Он отметил особую трудность исполнения этой пьесы ввиду "подвижности поз, быстроты, с которой они смешиваются, сталкиваются, отделяются друг от друга или соединяются снова". Как раз в первом номере многочисленные соло звучали выпукло-чистенько, и яркие контрасты двух основных характеров оркестру вполне удались. 

Вторая часть "Образов", "Иберия", в свою очередь делится на три отдельные раздела: "По улицам и дорогам", "Ароматы ночи" и "Утро праздничного дня". Это как бы небольшая программная симфония внутри цикла. С самого начала композитор создает ощущение продуманной картинности (далекой от простодушных переливов жизнерадостной "Испании" Шабрие). Этот тон последовательно выдерживается, чему содействует расширенный состав оркестра: три флейты, две флейты-пикколо, два гобоя, английский рожок, три кларнета, три фагота и контрафагот, четыре валторны, три трубы, три тромбона, туба, две арфы, струнный квинтет и целый арсенал ударных: литавры, бубен, малый барабан, кастаньеты, ксилофон, челеста, тарелки, колокола. Ведение тем в основном поручено духовым инструментам, а струнный квинтет отступает на второй план. 

Велика роль многочисленных ударных. Каждая последующая часть наращивает оркестровый состав по сравнению с предыдущей. Казалось бы, должна расти и исполнительская энергетика. Но дирижер несколько понизил темпы всей второй части, и публика завертелась и заскучала… 

В финальных "Весенних хороводах" возникла попытка вернуть прежний накал, но сил ни у оркестра, ни у дирижера не хватило… 

После окончания, настороженные предупреждением не аплодировать между частями, слушатели в основном молчали, лишь некоторые робко захлопали. Но, сообразив, что наступил финал, радостно поблагодарили артистов. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89