Картинки с выставки

Поделиться
Картинки с выставки
Еще раз о "Великом и величественном": судьбы семи шедевров

По разным причинам "самая громкая" всеукраинская выставка этого года - "Великое и величественное" в "Мистецькому Арсеналі". Почти тысяча произведений украинского искусства из коллекции 35 музеев Украины представлены в рамках гала-импрезы. Однако всем известный скандал вокруг работы молодого художника Владимира Кузнецова "Колиивщина. Страшный суд" (когда эту настенную живопись закрасили черной краской), к сожалению, немного сместил акценты в ракурсах взглядов. Из тысячи произведений - на виду лишь на одно (хотя и достойное). На этой неделе проект пересек свой "экватор", и выставка будет продолжаться включительно до конца сентября.

Как известно, "Великое и величественное" - это все-таки не только выставка к определенной дате. Это, несомненно, и презентационный проект перспектив развития "Мистецького Арсеналу" как одного из крупнейших арт-институтов страны.

Среди специалистов нет единодушия в подходах именно к концепции, представленной кураторами "Арсеналу" на примере "Великого и величественного". По этому поводу звучат разные замечания и пожелания. Не все воспринимают именно такую "историко-пространственную" арт-проекцию украинского искусства в этих стенах. Но, тем не менее, есть и сторонники. Среди них засновувати - не только искусствоведы, но и посетители. Они оставляют в книге отзывов слова восхищения и положительные эмоции от ознакомления с шедеврами украинского искусства.

А восторгаться есть чем. Ведь экспозиция охватывает исторический период длительностью более 15 тысячелетий. Кураторы именно и акцентируют на этом внимание: "От эпохи палеолита, Триполья, античных городов северного Причерноморья, сквозь древнерусское барочное классицистическое искусство до сецессии модернизма и постмодернизма".

Специально для читателей ZN.UA мы решили провести этакую экскурсию по залам "Арсеналу", выбрав всего семь уникальных шедевров, судьба которых могла бы лечь в основу сюжета не одного романа. Итак...

"Скифское золото". Представленная коллекция происходит из Рыжановского кургана, расположенного за шесть километров на юг от села Рыжановка Звенигородского района. Еще в 1884 г. польские специалисты впервые начали исследовать старинный курган. Среди них - Юлиан Талько-Гринцевич, антрополог, профессор Ягеллонского университета в Кракове. Главное погребение кургана открыли и исследовали лишь через 100 лет. Это сделала Украинско-польская экспедиция, возглавляемая С.Скорым и Я.Хохоровским. На выставке представлен головной убор и накидка IV в. до н.э. (греческого происхождения). Реликвии были будто законсервированы пластом глины и хорошо сохранились. Археологи смогли увидеть даже орнамент на ткани - в виде треугольников. Такие - хорошо сохранившиеся - находки органики до сих пор случались лишь на Алтае, в зоне вечной мерзлоты. Головной убор и одежда, конечно, истлели, но все украшения остались на местах, словно увековечив кусочки ткани. Экспонаты, представленные на выставке, предусматривают расположение элементов именно в том виде, в котором они находились в свое время. То есть предполагается полная историческая достоверность. Археологи даже не рискуют определить стоимость таких находок. В научных описаниях они даже не используют понятие "золото", а употребляют общее определение - "желтый металл". Коллекция хранится в Институте археологии НАНУ.

Творчество художника Федуско из Самбора. Иллюстратор Пересопницкого Евангелия, на котором дают присягу украинские президенты. Один из самых выдающихся церковных художников Галиции второй половины XVI в. Некоторые иконы этого мастера становились чудотворными. Например, его образ "Благовещение" из Иванычей - это широко известная и почитаемая чудотворная икона, ставшая объектом паломничества еще в XIX в. Даже российский император Николай ІІ заказывал копию этого образа для своего больного сына. Для дрогобычских церквей художник Федуско создал ряд икон, среди которых храмовая икона "Троица ветхозаветная" из деревянной церкви Троицы в Дрогобыче.

Художник Петро Холодный. Он родился в Переяславе в 1876 г. По материнской линии происходил из рода художников-иконописцев. Был активным участником политической жизни начала ХХ в. Работал заместителем министра образования в УНР и министром образования во времена Директории. Принимал участие в разработке национальной образовательной реформы. Наряду с политикой - его творчество. А именно импрессионистские полотна. После падения Директории в 1920 г. и окончательной победы большевиков в Киеве политическая стезя привела Холодного во Львов. Там начался чрезвычайно интересный период его творческой деятельности. Отдельным новаторским шедевром мастера можно считать иконостас часовни Святого Духа при Львовской духовной семинарии. Инициатором расширения семинарии и строительства этой часовни были Андрей Шептицкий и Иосиф Слипый. Критики отмечают, что Петр Холодный в своей работе трансформировал стилистические черты византийской иконописной традиции - в духе искусства модерна. Его "неовизантизм" - как пример поиска национального стиля. Во время Второй мировой войны часовню разрушили. Но иконостас уцелел. И сейчас хранится в коллекции Львовского музея имени А.Шептицкого.

Николай Пимоненко. "Портрет девушки-украинки". Работа датирована 1896 г. Сумской областной художественный музей приобрел эту картину у харьковской коллекционерки Э.Захарьян в 1974 г. На портрете - Мария Нестеренко. Доподлинно неизвестно, кто она такая. Хотя отдельные исследователи и считают, что героиней могла стать одна из актрис украинского театра Корифеев, гастролировавшего когда-то в Харькове. Некоторые увлеченные энтузиасты награждают эту картину статусом "украинской Моны Лизы", принимая во внимание похожесть композиционного решения, таинственную улыбку девушки. Картина отличается совершенной живописной техникой одного из лучших украинских художников, преподававшего в Киевском политехническом институте, бывшего одним из основателей Киевского художественного училища, принимавшего участие в росписи Владимирского собора в Киеве.

Михаил Жук. "Белое и черное". Это работа из коллекции заслуженного работника культуры Украины Тараса Максимюка (Одесса). Произведению как раз исполняется 100 лет. Картина была выполнена в смешанной технике на семи отдельных листах грубой бумаги. Художник использовал гуашь, пастель и акварель. В центральной части панно - юноша с черными крыльями, играющий на свирели, а также белокурая девушка с белыми крыльями. Они будто проходят мимо "окна" в буйстве цветов. Говорят, "моделью" для "черного ангела" стал один из учеников Михаила Жука - тогда еще молодой Павел Тычина! А вот девушка - "белый ангел" - Полина Коновал, в которую был влюблен юный поэт. Интересная деталь: цветы на панно Жука некоторые исследователи ассоциируют с садом Михаила Коцюбинского, где часто бывали и Жук, и Тычина. Панно не помогло соединиться ангелам. Тычина и Коновал так и не нашли общего счастья. Уже имея собственные семьи, они иногда встречались в Харькове, где Полина просила известного поэта спасти своего брата от ареста.

Работы К.Малевича и В.Кандинского. Интересно, что отдельные работы гениальных художников, представленные на выставке, хранятся в сельском музее. То есть в Пархомовском историко-художественном музее Краснокутского района Харьковской области. Еще в 1955 г. его основал учитель истории Афанасий Лунев. Сначала это был сугубо школьный музей. Потом его поддерживали харьковские художники. Внимание ему уделяли также Владимир Фаворский, Евгений Вучетич, Иван Ижакевич. Представьте себе, что пархомовский музей объединяет многолетняя творческая дружба со всемирно известной Дрезденской картинной галереей. Только в 1986 г. пархомовцы получили статус государственного культурно-образовательного учреждения, став автономным отделением Харьковского художественного музея. Этому музею принадлежат уникальные собрания станковой живописи и графики Украины и России XVIII–XX вв. Есть в его залах работы Репина, Василькивского, Айвазовского, Врубеля, Шишкина, Брюллова, Тараса Шевченко, Левитана, а также Василия Кандинского и Казимира Малевича. Вот в какое село нужно протянуть скоростную комфортабельную электричку!..

Иван Труш. "Портрет Екатерины Грушевской". Этот небольшой лирический портрет дочери выдающегося украинского историка и политического деятеля создан одним из самых значимых представителей украинского импрессионизма. Когда-то за эту работу заплатили 100 злотых рынских (тогда как за портреты Лысенко или Нечуй-Левицкого Труш брал лишь по 80). Картину также еще называют "украинской инфантой". Сам художник был настолько очарован своей маленькой натурщицей, что иногда даже сетовал, что никогда не сможет жениться на ней, потому что в 15 раз старше ее. Героиня картины - Екатерина - в будущем этносоциолог, фольклорист, этнограф, переводчик. Единственная и любимая дочь Михаила и Марии Грушевских. Тяжелая болезнь (туберкулез) не позволяла девушке посещать официальную школу... Основную заботу о ее начальном обучении взяла на себя мать. Екатерина Михайловна прожила всего 43 года. Но ее портрет кисти Ивана Труша оставляет ее живой в вечности...

…И это только отдельные выбранные сюжеты из экспозиции "Великого и величественного", представляющей наилучшие образцы национального искусства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме