Jazz in Kiev 2013: нет ли лишнего билетика?

Ольга Кизлова 1 ноября 2013, 00:00
Jazz in Kiev 2013

Читайте также

В столичном МЦКИ (экс-Октябрьском дворце) прошел традиционный международный фестиваль Jazz in Kiev. Один из крупнейших в Украине джазовых форумов завоевал доверие и привязанность многочисленных почитателей. В этом году фестиваль состоялся в шестой раз. Однако, "не все спокойно в датском королевстве": у одноименного агентства, арт-директором которого является известный популяризатор джаза Алексей Коган, возникли финансовые затруднения. Это стало причиной значительного сокращения программы фестиваля, на который удалось пригласить лишь две команды. Придумали и эпатирующий формат проекта — "неФестиваль". Впрочем, как и в прошлые годы, заранее провели традиционный всеукраинский конкурс джазовых фотографий, показы джазового кино из коллекции Леонида Гольдштейна, утренник для детей, приобщающий потенциальных слушателей к искусству джаза, "вступительный" концерт-джем украинских музыкантов и мастер-класс пианиста Джоуи Кальдераццо в центре "Мастер Класс" на Печерске. 

Зал был полон, билеты спрашивали на улице, а открывавший фестиваль посол США в Украине мистер Джеффри Пайетт напомнил, что "джаз — лучший товар американского экспорта". В ходе вечера это снова стало очевидным. Концерт стартовал сетом американского трио Джоуи Кальдераццо. Пианист с семи лет изучал в Джульярде классическое фортепиано, подростком играл на барабанах в оркестре старшего брата Джино. Высочайшее мастерство и безупречная свобода позволили молодому музыканту с первых лет карьеры сотрудничать с великим саксофонистом Майклом Брекером, а после его смерти — со знаменитым Брэнфордом Марсалисом.

Классическое джазовое трио Кальдераццо с контрабасистом Орландо ЛеФлемингом и барабанщиком И-Джей Стриклэндом дебютировало на украинской сцене. Играли мейнстрим (наперекор современным тенденциям, лидер придерживается простых и неизменных, на его взгляд, устоев американского джаза: ритм, мелодия и гармония). Звучали очень тепло, пианист много общался с публикой, после первой же композиции снял и опустил на пол пиджак, чтобы "положить на обе лопатки" рояль. Эмоциональной начальной "раскачки" не было, мощный грув волной накрыл зал с первой же бешеной композиции Just One of Those Things. Затем сыграли неторопливую мелодичную балладу Виктора Янга My Foolish Heart. Исполнили не заигранную Take 5, как попросили из публики, а авторскую композицию, вставив реминисценции в стиле Дэйва Брубека. Все играли без нот, пианист активно подбадривал себя, притопывая на каждую долю. Импровизировали содержательно, технично, великолепно-сыгранно. Непринужденно демонстрировали сольное мастерство каждого участника. Композиция Face On The Barrom Floor из совместного с Марсалисом альбома 2011 г. Songs of Mirth and Melancholy прозвучала мягко и лирично. Публика принимала заслуженно-восторженно. Несколько раз выходили на поклон. А закончили сольной пьесой Кальдераццо в честь жены, ожидающей ребенка. Музыку 48-летний будущий отец сочинил добрую, лиричную, немудрящую, с простым вальсовым аккомпанементом, порой извилистыми мелодическими ходами и шопеновскими рефлексиями. 

Второго отделения ждали еще больше. После антракта зал набился битком. Играл двухразовый номинант Grammy саксофонист Джошуа Редман, которому аккомпанировали пианист Аарон Голдберг, контрабасист Ройбен Роджерс и барабанщик Грегори Хатчинсон. 

Джошуа, сыну известного американского саксофониста Дьюи Редмана, в феврале исполнится 45. Говоря о нем, ведущий Алексей Коган вспомнил две поговорки: "яблочко от яблони недалеко упало" и "природа на сыне не отдохнула". В детстве музыкант учился играть на кларнете и саксофоне, окончил среднюю школу в родном Беркли, потом с отличием Гарвард, получив степень в области социальных наук, даже поступил на юридический факультет Йеля. А затем неожиданно переехал в Бруклин и буквально выиграл на саксофоне премию конкурса Телониуса Монка. Его дебютный альбом на Warner Brothers номинировался на Grammy. С тех пор Редман пользуется устойчивым авторитетом у коллег и заслуженно популярен. После 2002-го он записывается на Nonesuch, что придало развития его работам. 

Последний альбом 2013-го Walking Shadow, записанный с симфоническим оркестром, разнообразен по материалу, с диапазоном от Баха до Beatles. В альбоме преобладают популярные медленные напевные темы, дающие возможность музыканту продемонстрировать богатый звук и широкое дыхание. 

В Киеве Джошуа удивил выбором программы, начав темой Summertime Гершвина — джазовым аналогом бетховенского "поп-стандарта" "К Элизе". Сыграл крепко, но тривиально, пианист звучал интереснее. Вторым номером лидер поставил популярную балладу Билли Стрейхорна Lush Life. Здесь квартет активнее искал ритмы и тональности (играли, кстати, по нотам). Честно говоря, назвать Редмана новатором нельзя. Но он очень крепкий музыкант и отлично хранит американскую джазовую традицию. Играет "по наитию", горячо и увлеченно. Глубоко и выразительно "пропел" ля-минорное органное Адажио Баха BWV 564, записанное в последнем альбоме. А в пьесе Hide & Seek активно "играл в прятки" с высоким и низким регистрами и красочными тембрами своего тенор-саксофона. Ретроспектива от свинга к фьюжн прозвучала динамично, побаловав в конце вечера любителей поп-джаза. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
Реклама
Последние новости
USD 26.13
EUR 27.96