«…И ДАЖЕ В ОБЛАСТИ БАЛЕТА МЫ ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ!»

Галина Родина 9 декабря 1994, 00:00

Читайте также

В конце текущего года у Национальной оперы Украины - своеобразный юбилей: 30 лет со дня выхода на мировую сцену.

В теперь уже далёком 1964 году выступления балетной труппы Киевского государственного оперного театра в Париже стали мировой сенсацией года. А произошло это так. В 60-е годы директором театра был зять Н.С.Хрущёва Виктор Гонтар, которого и поныне вспоминают как театрального деятеля, собравшего в главном театре столицы Украины лучшие творческие силы. Тогда на сцене киевской оперы пели Евгения Мирошниченко, Белла Руденко, Юрий Гуляев, Андрей Кикоть и другие выдающиеся певцы. Сформировалась также и крепкая балетная труппа. В то же время Никита Хрущев налаживал отношения со скандинавскими странами, и параллельно с его официальными визитами в Скандинавии проходили гастроли киевского балета.

На одном из концертов выступление труппы увидел премьер Гранд Опера Юрий Алгаров, который и спродюсировал её участие во Втором фестивале танца в Париже. Киевляне на сцене Гранд Опера показывали три программы, и на протяжении двух недель парижане аплодировали украинским артистам и Украине, о существовании которой до этого многие из них даже не слышали. А финал Второго фестиваля танца увенчался триумфом киевской труппы: балет награжден Золотой Звездой; Парижский университет танца вручил премии Анны Павловой и Вацлава Нижинского феноменальной (по выражению критиков) паре - Ираиде Лукашовой и Валерию Парсегову. Кроме того, дует за исполнение па-де-де из балета Пуни «Эсмеральда» был отмечен специальным «Призом города Парижа». Награды киевляне получали из рук известного всему миру Сержа Лифаря. Крупнейший центр мировой культуры признал киевский балет как высокопрофессиональный, с оригинальным прочтением классики, с филигранной техникой всей группы танцовщиков и темпераментными, эмоциональными солистами.

Прошло более десяти лет. Европа и танцевальный мир снова заговорили об украинском балете. И снова Серж Лифарь вручал премии Анны Павловой и Вацлава Нижинского, но теперь представителям новой генерации мастеров классического танца в Украине Татьяне Таякиной и Валерию Ковтуну. На то время украинские танцовщики от имени Советского Союза уже допускались к участию в международных конкурсах, откуда всякий раз привозили награды и лауреатские звания.

Киевский балет с момента своего первого выхода на сцены за рубежами СССР переживал периоды взлётов и падений, застоя и расцвета. Что же с ним происходит сейчас?

Ныне Национальная опера и ее балетная труппа переживают те же самые трудности, что и вся Украина. Впрочем, засеянное поле продолжает плодоносить. Но лучшие представители украинской балетной культуры разлетелись по миру. И лишь некоторые представители «старой гвардии» мастеров продолжают своё дело на родине: Татьяна Таякина последние пять лет руководит единственным в Украине Киевским хореографическим училищем; Валерий Парсегов ведёт в нём студию классического танца. Его учеников можно встретить в разных уголках земли: вьетнамец Фам Минь, получивший образование и воспитание в Киеве, уже два года работает по контракту в труппе «Молодой балет Франции»; Константин Костюков - премьер в югославской труппе; Виталий Бреусенко танцует в Москве под руководством выдающегося балетмейстера Прокофьева. Каждый из них имеет несколько международных лауреатских наград на конкурсах. Валерий Ковтун создал в Киеве Театр Классического Балета, с которым каждый год гастролирует в разных странах мира. Сегодня он совмещает роль главного балетмейстера своего театра с преподаванием в балетной школе в Японии. Ираида Лукашова ведёт студию в балетной школе в Югославии, получила приглашение в Вену, где будет продолжать своё дело. Одна из лучших репетиторов Национальной оперы - Людмила Сморгачёва уезжает работать в Грецию.

Выросло поколение артистов, которые по контрактам работают в театрах и школах классического танца в Европе и за океаном. А самые престижные конкурсы до сих пор каждый год отдают наивысшие награды нашим танцовщикам. Конкурсы этого года ярко засветили для мирового балета ещё несколько украинских «звёзд» - etoiles. Среди них - Ирина Дворовенко, получившая Гран-при на конкурсе имени Сержа Лифаря, Елена Филипьева, обладательница Золотой медали на конкурсе «Майя» в Санкт-Петербурге, Виталий Бреусенко, дипломант международного конкурса имени Дягилева в Перми. Ирина Дворовенко, киевская etoile, теперь «блистает» в Соединённых Штатах Америки рядом со своим мужем и партнёром Максимом Белоцерковским. (Кстати, у Максима только что закончился контракт в гамбургской труппе Джона Ноймайера.) Молодой талантливый балетмейстер Алексей Ратманский вот уже второй год с успехом работает в Канаде. Ещё один украинский танцовщик Владислав Калинин по контракту танцует в нью-йоркском Сити-Балете. И Вадим Соломаха - тоже в Америке. Список можно продолжать долго.

Однако долго ли будет продолжаться отток артистических сил из Украины? Уже не хватает артистов даже в кордебалете Национальной оперы, о региональных же украинских балетных труппах (как львовская, одесская и пр.) говорить не приходится. Неиссякаемый, казалось бы, источник начинает усыхать. Только ли в экономических трудностях Украины причина катастрофически быстрой потери национальных кадров?

Одна из основных причин - полное отсутствие интереса у театральной администрации к проблеме сохранения генофонда и творческого роста труппы. Национальная опера за последние шесть лет почти не обновила свой балетный репертуар. Удерживаясь за счет «накоплений» прошлых лет, «главный театр Украины», в настоящий момент работает в основном для гастрольных поездок за рубеж. Растеряв уже в достаточной мере собственных талантливых балетмейстеров, администрация не пытается развеять рутинный климат коллектива за счет приглашения ярких специалистов со стороны для новых постановок, для освоения современных направлений в мировом балете. А скажем, привлечение для киевских постановок теперь уже канадского Алексея Ратманского, который работает в эстетике модерн, еще не освоенной у нас: разве не выиграла бы Национальная опера, если б Алексей нашел свое достойное место у себя на родине?

«Бывает, и довольно часто, когда я долгое время не выхожу на сцену - один спектакль в месяц... Это катастрофа! Я могу и хочу работать гораздо больше! Чувствую себя невостребованной», - говорит Елена Филипьева. Невостребованными и никому не нужными, к сожалению, себя чувствуют многие. На конкурсе имени Сержа Лифаря его организаторы даже не вспомнили о педагогах, готовивших киевских «звезд» к победе. Многие заслуженные деятели и мастера классического танца были сознательно отодвинуты от подготовки этого важного для Украины и ожидаемого всеми события. Мало того, народные и заслуженные артисты, создававшие славу украинскому балету на заключительный концерт в заполненный нуворишами зал не попали.

Некому позаботиться о достойной оценке деятельности ветеранов, особенно бывает обидно, когда, к примеру, юбилейный концерт проходит без афиш, без упоминаний в прессе. Полностью выкорчевана балетная критика, а ведь профессиональная критика необходима любому мастеру, не говоря уже о дебютантах. И прочее, и прочее, и прочее...

В продолжение затронутой темы предлагаем интервью с Ириной Дворовенко.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89