Гран-при Соломии

соломия

Читайте также

15-летняя украинка Соломия Лукъянец в конце 2016-го стала обладательницей Гран-при Международного песенного конкурса "Триумф искусств" в Королевской консерватории Брюсселя. 

Она покорила судей безукоризненным вокалом и выиграла победный кубок. В предновогоднем интервью ZN.UA Соломия, которую уже называют надеждой украинской оперной сцены, рассказала об учебе в Германии, о культурных приоритетах, а также о новогодних мечтах. 

В Брюсселе Гран-при нашей Соломии вручала солистка Венской оперы Аида Гарифуллина. А концертмейстером была мама юной певицы — Алена Блинова, о которой Соломия говорит: "Рядом с ней я чувствую себя всегда уверенной, моя мама — лучший концертмейстер!" 

На конкурсе в Брюсселе Соломия исполнила известную украинскую песню Владимира Верменича "Чорнобривці" на стихи Миколы Сингаивского, а также арию куклы Олимпии из оперы Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана". Соломия уточняет, что это одна из труднейших арий, там высокие ноты: "Но я буквально уцепилась за это произведение, и меня уже ничего не могло остановить. Там ведь кроме голоса предполагается особая пластика тела — нужно было сыграть заводную куклу. Это был вокальный номер с юмором и элементами шоу. Очень рада, что доросла до этого произведения и все верхние ноты доставляют мне сумасшедшее удовольствие. Они у меня идут вроде бы сами собой". 

Немаловажный факт: Соломия — музыкант в четвертом поколении. Ее прадедушка, Евгений Блинов, академик и народный артист; ее дедушка, Александр Блинов, солист оперы и профессор Музыкальной академии; папа и мама — Андрей Лукъянец и Алена Блинова — музыканты. Ну, а ее тетя (по линии отца) — знаменитая украинская оперная певица Виктория Лукьянец. Поэтому неудивительно, что исполняя "Чорнобривці" в Брюсселе, юная украинская певица довела европейцев до слез. Не зная языка, они все равно поняли заложенный смысл и даже код этой песни. А сама девушка признается, что у нее стоял комок в горле, когда исполняла: "Чорнобривців насіяла мати у моїм світанковім краю…". 

— Соломия, если бы не опера — в какой творческой сфере вы бы себя искали? 

— На самом деле какие у меня были варианты выбора, кроме оперы? Могла бы быть дизайнером или рок-певицей. Могла бы параллельно делать либо режиссерскую, либо актерскую карьеру. Думаю, если бы Анна Нетребко снялась в каком-нибудь фильме, то он бы обязательно имел сумасшедший успех, и ее актерская карьера была бы предопределена. 

Мой голос — колоратурное сопрано. Пока я профессионально не занимаюсь с педагогом по вокалу. Но планирую, когда мне исполнится 16, пойти в немецкую консерваторию. Там есть курс "Образование для молодежи". Это как подготовительный курс в нашей Музыкальной академии. Тогда и начнется постижение всех тонкостей ремесла. 

—А какой у вас сегодня репертуар? 

— Сейчас учу много новых произведений. С конкурса в Брюсселе вообще началась моя "конкурсная" карьера. Что касается репертуара, то это "Соловей" Алябьева, вальс Джульетты из оперы "Ромео и Джульетта". Пробую "Травиату", "Риголетто". Но тяжело пока. 

В диалог вступает мама Соломии, Алена Блинова

— Вообще есть ограничения по возрасту. Если молодой, неразвитый голос перегружать сложными ариями, то уже в 40 лет нужно будет закончить карьеру. Это как дом: сначала надо выстроить хороший фундамент, а потом уже постепенно добираться до крыши. 

— Соломия, для начинающего оперного исполнителя всегда важны определенные ограничения. Вот от чего, например, приходится отказываться уже сейчас, чтобы сохранить голос? 

— Те продукты, которые вредят голосу вообще не люблю. Например, семечки, газированные напитки — недолюбливаю с детства. Повезло! А перед концертом нужно пить витамины. Еще у меня есть фишка: никогда не снимаю шарф, чтобы связки не простудились. Все эти мелочи довольно важны. 

— Что можете рассказать о жизни начинающей оперной певицы за границей? 

— В Германии я обучаюсь в Музыкальной гимназии имени Баха. Это такая же музыкальная школа, как, например, наша "школа Лысенко". Сейчас я там в десятом классе. В "Лысенко" я училась с 1-го по 6-й класс. Украинская школа дала мне прочный фундамент в плане музыкальной теории, фортепиано, флейты. У нас очень высокий уровень. В Германии обучаюсь по классу флейты, поскольку на
вокальное отделение можно поступать только с 16 лет. У флейты идентичное дыхание с вокалом. 

— Да, для Германии это школа достаточно высокого уровня, — говорит мама Соломии. — После нашей школы Лысенко Соломию в немецкой гимназии сразу же взяли в оркестр на первую соло-флейту. Причем с седьмого класса. В истории гимназии подобное случилось в первый раз (обычно на соло-флейту берут после 12-го класса). 

Знаете, в Германии почему-то сейчас идет тенденция всеобщей "уравниловки". Там не так, как в Украине, ценится индивидуальность ребенка. В Германии в музыкальной гимназии нагрузка ниже, нежели в музыкальной школе в Украине. У нас с учеников требуют по полной, а там детей жалеют. Здесь каждого ребенка воспитывают как гения, а там — как обычного человека. Поэтому считаю, что украинское образование на сто голов выше. 

На конкурсе в Брюсселе заполняли анкету, где было указано, что мы из Украины. И когда Соломия выходила на сцену и объявляли, что это "Украина", зал моментально оживлялся.

А в прошлом году Соломию занесли в Национальный реестр рекордов Украины как самую молодую оперную певицу страны.

— Соломия, кроме флейты и вокала, какие у вас есть еще музыкальные увлечения и предпочтения?

— Увлеклась сочинением музыки. Пробую себя как композитор. Написала свою первую песню, там сложное сочетания стилей — рок, классика. Оперный вокал с эстрадным исполнением. 

У меня с 12 лет сумасшедшие "скачки" разных предпочтений и увлечений. Например, с 12 до 13 лет слушала только саундтреки к фильмам (я ярый киноман). Однажды кузина познакомила меня с творчеством Дэвида Боуи, Царство ему Небесное. (Он умер год назад.) Для меня Дэвид Боуи оказался просто сумасшедшей личностью, которая вдохновляет. 

Он привнес в музыку что-то неземное, свое. Был создателем глэм-рока, это сочетание рока и сумасшедших костюмов. Словом, на сцене у него всегда красивый беспредел. Я в восторге от его последнего альбома Blackstar.

Это музыка не для всех, ее могут принять только те, у кого такие же тараканы в голове. 

Читала обо всех артистах, которых вдохновил Дэвид Боуи. Например, Леди Гагу. И в ней есть загадка. Да, не спорю, это хорошо продуманный коммерческий проект. Но если вслушаться в ее голос, то Леди Гага — одна из лучших певиц современности. "Вживую" она поет как богиня. А другие американские поп-певцы на лайф-концертах очень фальшивят. 

Также Боуи вдохновил Мэрилина Мэнсона, эпатажного рокера. Этот исполнитель показывает сумашедший внутренний мир. У него нет протертых до дыр обычных тем, которые тиражируют многие рокеры. Он делает что-то свое. Иногда люди неправильно понимают его посыл. 

— Кто из оперных знаменитостей для вас, скажем так, эталон и источник вдохновения?

— Та же Аида Гарифуллина. Слушала ее исполнение в 2015-м на Венском оперном балу. Моя цель — спеть там. Еще Чечилия Бартоли. И, конечно, моя тетя Виктория Лукьянец. Она живет в Вене. И дает дельные советы в те редкие моменты, когда видимся. Она для меня большой пример трудолюбия.

Из ушедших, из тех, кто вдохновляет, — Мария Каллас, Лучано Паваротти, Евгения Мирошниченко. Когда учила "Соловья" Алябьева, то выбрала вариант, который исполняла Евгения Семеновна. 

— Соломия, а что вам дали талант-шоу, в частности "Голос. Дети"?

— В первую очередь это опыт работы на сцене. Весь закулисный шоу-бизнес можешь наблюдать в реальности — костюмы, прически, макияж. Благодаря талант-шоу появляется гораздо больше уверенности на сцене. У меня идет подпитка энергией от публики. Хочется показать, на что способна. И чем больше зал — тем легче петь. И наоборот — трудно петь, когда в зале только жюри. 

В 2015 году участвовала в немецком шоу "Голос-дети" (The Voice of Germany) с песней Time to say goodbye. Ко мне обернулись все четыре члена жюри. Был фурор. Говорили, что это поет маленький ангел из Украины. А одного члена жюри я довела до слез. Оказывается, ей мама в детстве пела эту же песню. 

— В Германии у вас есть настоящие друзья?

— В основном друзья — все наши, украинцы. Вот лучшая подруга у меня из Белой Церкви — Маргарита. Это мой лучик солнышка, который меня оберегает. Мы уже начинаем строить планы на будущее. Она хочет делать карьеру модели, у нее было несколько фотосессий. 

Соглашусь с мамой, что в школе каждый за себя, каждый считает, что он лучше. Поэтому приходится находить друзей вне школы. Вот мы с Маргаритой мечтаем, что станем двумя знаменитостями — оперная певица и модель.

— Часто посещаете оперные театры в Германии?

— Была в Немецкой опере в Берлине на "Евгении Онегине", на "Волшебном стрелке". И есть некоторое разочарование по сравнению с украинским оперным театром. Я приемлю "старую" оперную школу, эти сумасшедшие
костюмы, бальные платья. Хочется погрузиться в мир королей принцесс, графов. И сойти с ума! А на Западе — музыка божественная, голоса хорошие. Но ведь картинка тоже важна. А там все в современных костюмах, минимализм. И часто все серенькое. Вообще люди должны определиться, для чего они приходят в театр. Пока что я не видела ни одной современной постановки, чтобы мне на 100% понравилась. 

— А в Украине наоборот — отечественный музыкальный театр критикуют, что он не отошел от "кринолинов".

— Но ведь мы видим эту серость каждый день. Я с детства мечтала, что вырасту, стану оперной певицей — и каждый вечер буду выступать в сумасшедших костюмах! С прической, макияжем. В украинском оперном театре мне очень нравится солистка Лилия Гревцова, всегда стараюсь попадать на спектакли с ее участием. 

— Где все-таки в перспективе видите себя на оперной сцене — в Украине или на Западе? 

— Не хочу оставаться в какой-то одной стране. Хочется ездить по разным конкурсам, театрам. Хочется в будущем делать собственные концерты. То есть исполнять песни своего сочинения. И привнести в этот мир что-то новое. Показать оперу в новом свете, чтобы опера была доступна всем. Ведь некоторые люди скептически отмечают, что вот, дескать, опера — это искусство для избранных. 

Но мои кумиры достаточно эпатажны — Дэвид Боуи, Мэрилин Мэнсон. Поэтому хочу, чтобы в будущем меня называли "самой эпатажной певицей современности". Моя цель — сделать оперу более доступной, смешивая два разных стиля — классику и рок. Ведь лучше всего оперный голос гармонирует с рок-инструментами, электрогитарами. 

— Вы помните свои ощущения, когда в Украине начались события, связанные с Майданом? 

— Да, мы приезжали, ходили на Майдан, видели баррикады. У меня есть свой видеоканал. Пробую свои силы еще как видеоблогер. В тот сложный период для Украины снимала блоги про нашу страну и выставляла их в интернет. Люди мне писали, спрашивали обо всем. 

Ведь многие даже по новостям не могли понять, что именно здесь у нас происходит. В мире 87% музыкантов не интересуются политикой, занимаются своей карьерой. Музыка — это их политика. 

— А что для вас Интернет? Это мир познания или развлечения? 

— Я вообще киноман. Обожаю фильмы Тима Бёртона, его режиссерское видение. Он много чего внес в киноиндустрию своего, личного. 

А в последнее время потянуло на ретро-ленты — "Криминальное чтиво", "Завтрак у Тиффани". Недавно посмотрела фильм — "Клуб "Завтрак" Джона Хьюза. Это же фильм обо мне, о психологии подростка, так все наглядно представили. 

Люблю странные арт-хаузные фильмы. 

Затронул фильм 2016-го "Неоновый демон" Николаса Виндинга Рефна. Его надо было пересмотреть несколько раз, чтобы вникнуть. Люблю фильмы, которые дают пищу для размышления. 

Вот игры — не мое. Это меня не вдохновляет. Да, я есть в социальных сетях, но там много моих клонов. Смешно, когда мне пишут "Ты фейк!" 

Бывает, постят фото, которых нет даже у меня. Например, пятый класс, школьная дискотека. От моего имени отвечают на вопросы, искажая мою личность.

Алена Блинова: — Представьте, под ее детские фонограммы на корпоративах поют другие дети. По телевизору видела программу, как мальчик стоит на сцене, вокруг дети, он открывает рот, не попадает и идет фонограмма маленькой Соломии на песню Мозгового. Она тогда пела детским эстрадным голосом. И мы узнали фонограмму. Долго смеялись… 

Соломия: — Обидно, что некоторые присваивают мое имя. Люди, зачем кого-то копировать? Если хотите славы, сделайте что-то свое, ведь рано или поздно это все вылезет наружу. Ведь это была не ваша идея, не ваш голос. Зачем повторять? 

— Сейчас время подготовки к праздникам. Какой для вас был бы лучший подарок на Новый год? 

— Новый год проведу дома, в Украине, с семьей и друзьями. На данный момент "заболела" своей песней. Поэтому лучшим подарком был бы хороший аранжировщик, который смог бы довести до ума мою идею, воплотив ее в жизнь.

— В современном музыкальном мире для многих большую роль, нежели вдохновение, играют технологии. А для вас? 

— Для меня очень важно именно вдохновение. Нельзя ничего делать через силу. Бывает что-то читаешь, смотришь, а в голове крутится мелодия. Я мелодию записываю, потом маленькие отрывки соединяю в целую песню. Вдохновение не приходит насильно. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.91
EUR 28.45