«ГРАДОБАНК» РАССТАЕТСЯ С КАРТИНАМИ

Поделиться
Название «Градобанк» нынче ассоциируется у читателей со скандальной историей о проигрыше на очень крупную сумму арбитражного дела фирме «Антарктика», а также с возникшим из-за этого огромного долга «остарбайтерам»...

Название «Градобанк» нынче ассоциируется у читателей со скандальной историей о проигрыше на очень крупную сумму арбитражного дела фирме «Антарктика», а также с возникшим из-за этого огромного долга «остарбайтерам». Но несколько лет назад «Градобанк» был известен совсем другим: своей картинной галереей, которую он, первым из украинских банков, начал собирать на меценатских началах.

Когда банк практически рухнул, а его президент сменил свой кабинет на камеру следственного изолятора, естественно, встал вопрос: а куда подевались картины? Тем более, что в одной из газет выдвигалась версия: коллекция шедевров живописи, дескать, давно на Западе. Не вдаваясь в финансовые подробности деятельности банка (это дело следствия), я заинтересовался судьбой его собрания картин.

«Градобанк» начал целенаправленно выкупать картины у художников и частных владельцев в конце 1991 года и в качестве эксперта нанял директором своей формирующейся галереи известного искусствоведа Эдуарда Дымшица. Изначально формировались три больших раздела коллекции: классический украинский авангард 10-20-30-х годов, современная украинская живопись и зарубежное искусство XX века. Смысл этого проекта заключался в будущем создании общедоступного музея, во-первых, и в удержании оттока искусства Украины за «бугор», во-вторых. Ну и, конечно, правление банка хорошо понимало, что средства, вложенные в живопись, могут дать отдачу намного более значительную, чем те же средства, вложенные в акции. Особенно, учитывая совершенно ничтожную стоимость картин в Украине по сравнению с мировыми ценами. В начале 90-х годов художники наши рады были получить по 50 - 100 долларов за картины, среднеевропейская цена на которые превышала тысячу.

Несколько лет работы галереи «Градобанка» принесли очень весомый результат. У частных владельцев были найдены и куплены работы Пикассо, Модильяни, Шагала, Сезана, Леже, Брака, Маисса, Дали, работы мирового уровня, многие из которых могли просто пропасть.

Впрочем, эти художники были отчасти «защищены» своими именами. А вот украинский авангард 10-30-х годов во многом пришлось «открывать» заново: это была Атлантида, погребенная под грудами соцреализмовских холстов с доярками и сталеварами. Имена Александры Экстер, Бурлюка, Богомазова о чем-то говорили разве что специалистам, и совсем мало исследованы были их творческие манеры, и их соотнесенность с мировым художественным процессом.

Но самый большой раздел коллекции «Градобанка» - это, конечно, современная живопись Украины. Во второй половине

80-х, после крушения всяческих занавесей и запретов, у нас произошел настоящий взрыв в живописи, появились и отдельные удивительной силы художники, и целые школы. Часть из них эмигрировала на Запад (где почти никто не прижился), остальные практически бедствовали дома. Мудрость и слава «Градобанка» в том, что он в течение нескольких лет поддерживал многих из них, покупая работы и проводя выставки. Нынче в коллекции галереи есть полотна Тиберия Сильваши, Анатолия Криволапа, Александра Животкова, Галины Неледвы, Виктора Рыжих и многих-многих других современных украинских художников, получивших признание и у нас, и в международных художественных кругах.

Для разросшейся галереи, принявшей контуры цельного собрания, крупнейшей коллекции современного искусства в Украине, уже подыскивалось здание, дабы открыть ее для свободного посещения. Присматривалось помещение бывшего кинотеатра «Иллюзион», что по ул. Сагайдачного. Но на приватизированном аукционном конкурсе «Иллюзион» перехватил другой покупатель - и он до сих пор стоит недостроенный, - а потом у самого «Градобанка» начались сложности, и стало не до картин...

В конце прошлого года, с 18 по 25 декабря, от «Градобанка» отправились десять крытых КамАЗов в сопровождении автоматчиков. Они перевозили коллекцию картин в подвалы Национального банка. Авторитетная комиссия искусствоведов, созданная для приема-передачи, оценила каждую из почти 800 картин, по нынешним ценам, и отметила, что за пять лет существования собрания его ценность возрасла с миллиона долларов (во столько обошлась банку его любовь к живописи) до четырех-пяти миллионов. Согласитесь, мало какие ценные бумаги и финансовые операции (законные, разумеется) дают такой доход.

Сейчас коллекция «Градобанка» находится в Нацбанке на ответственном хранении. Перейдет ли она полностью в собственность Нацбанка и какова ее дальнейшая судьба - будут решать в «верхах». Но, по словам Эдуарда Дымшица, бывшего директора галереи, пять лет собиравшего эту коллекцию, было бы чрезвычайно важно не распылять ее по мелким собраниями, а сохранить как единое целое и создать на ее основе Музей современного искусства Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме