Гамбург: культурный слой

Ольга Кизлова 2 декабря 2016, 23:03
гамбург

Читайте также

В Гамбурге — сотни мест, где стоит побывать туристу. Это второй по величине город Германии. И для многих его жителей и поклонников — первый по красоте. 

В устье Эльбы обитают почти два миллиона — не только немцев, но и мигрантов со всех концов планеты. Крупный промышленный центр и важнейший в северной Европе морской торговый порт дает работу приехавшим из разных уголков мира переселенцам. 

Стиль жизни Гамбурга отражает его космополитизм, поскольку новые жители привезли на берега Эльбы собственные бытовые, религиозные и художественные традиции. К слову, сегодня немцы стали понимать, что "Украина — не Россия", и к нам, украинцам, относиться с бОльшим вниманием, пониманием и сочувствием. 

Берег красивого искусственного озера Альстер в центре Гамбурга окружен живописной набережной, вдоль которой летом по вечерам бесплатно играют и поют на склонах ландшафтных парков open-air опытные и начинающие академические и джазовые исполнители. 

Культурная, развлекательная и ночная жизнь особенно активна на пике туристического сезона. Главный городской оркестр Hamburger Symphoniker, как это принято в Германии, весь год дает симфонические концерты в филармонии. Плюс сопровождает спектакли Staatsoper и городского балета. 

Гамбург находится на третьем месте после Нью-Йорка и Лондона по количеству поставленных мюзиклов. Здесь, специально для "Призрака оперы" Уэббера, был построен театр "Новая Флора". 

Поводом для этих заметок стало окончание строительства новой Elbphilharmonie — концертного комплекса на набережной Эльбы. 

Здание возводили более девяти лет, оно "съело" около 700 млн евро (вместо запланированных 70). 

Авторами проекта являются архитекторы швейцарского агентства Herzog & de Meuron, разработавшие этот неимоверный по красоте, масштабам и качеству, устремленный навстречу искусству и морю "корабль-айсберг". 

Официальное открытие состоится в начале января. Но уже сегодня можно войти внутрь роскошного дворца, осмотреть интерьеры, полюбоваться светильниками, лестницами, залами. Подняться на смотровую площадку на высоте 37 метров и окинуть взглядом город, реку и окрестные пейзажи.

В течение вечера в северной столице Германии можно послушать семь-восемь поп- и рок-проектов, два-три джазовых и несколько концертов академической музыки — от любительских симфонических оркестров, камерных составов и молодежных полупрофессиональных коллективов — до выступлений центральных украшений городской афиши: Симфонического оркестра Радио Севера Германии и Hamburger Symphoniker.

В Гамбурге, как известно, работает свыше сорока театров. Ежедневно у театралов есть выбор из 25—30 спектаклей, а в музеях проходит около 25 выставок. Именно в Гамбурге в 1678 г. был открыт первый в Германии и одновременно первый в мире общественный оперный театр. В ту пору он назывался Театром на Гусином Рынке. Здесь молодой Георг Фридрих Гендель в 1705 г. поставил свою первую оперу "Альмира". 

Гамбург — вольный ганзейский город — населяли свободные граждане. Он был важнейшим центром мировой торговли, где тысячу лет развивалась коммерция. И зажиточные горожане, следуя девизу Гамбурга "Свободу, которой добились наши предки, достойно пусть хранят потомки", решили построить публичный оперный театр. А до того времени европейские театры были исключительно частными, придворными. 

С того момента Гамбург стал не менее важным средоточием светской и церковной, конечно же, музыки, в частности, оперного искусства. Потребность в музыке привела к поддержке городом в разные эпохи выдающихся немецких композиторов, родившихся, либо осевших в тени его крепостных стен, церквей и парков. 

Ганзейский город — родина великого композитора-романтика Иоганнеса Брамса. На берегах Эльбы провел последние годы своего земного пути и отошел в вечность "русский немец" Альфред Шнитке. А в одном из клубов "розового квартала" в 60-х годах прошлого века началась карьера The Beatles. 

Город содержит около шестидесяти музеев различной направленности и тематики: судоходства, железной дороги, музеи-квартиры художников, писателей, галереи и выставочные залы. 

В одном из центральных районов создан музейный комплекс "Квартал композиторов" (Komponistenquartier), и в домах номер 29—39 на улице Петерштрассе открыты экспозиции, посвященные известным музыкантам, оставившим след в истории музыки. Это существующий с 1971 г. музей Иоганнеса Брамса, расположенный вблизи разрушенного в 1943 г. дома, в котором он родился. 

Другие экспозиции принадлежат ярким персонажам барочного периода музыкальной жизни: Г. Ф. Телеману, К. Ф. Э. Баху и И. А. Хассе. 

После реставрации и "доработки" ожидают открытия гамбургские дома Феликса Мендельсона и его сестры Фанни, в замужестве Гензель, а также Густава Малера. 

Новую жизнь в создание Квартала композиторов вдохнул выдающийся дирижер нашего времени Кент Нагано. С сентября 2015 года он возглавляет Гамбургскую оперу. (64-летний американец с японскими корнями, потомок эмигрантов из Страны восходящего солнца). Приглашение всемирно известной звезды дирижерского пульта должно, по задумке руководства города, вывести, наконец, ганзейский мегаполис в число ведущих оперных столиц мира. 

Заплатив семь евро, можно посетить объединенные в одном здании музеи Г. Ф. Телемана, К. Ф. Э. Баха и И. А. Хассе. А также стоящую через дом, в котором реставрируется семейное гнездо Мендельсонов, квартиру Брамса. 

Мне удалось побывать в музеях трех композиторов эпохи барокко и брамсовском (остальные были на реставрации). Но и этих впечатлений оказалось достаточно… 

Начинается экспозиция трех композиторов XVII—XVIII веков с зала Музея барочной музыки. Церковная музыка Гамбурга со времен Реформации сформировала его репутацию музыкального города. 

Великолепные хоралы пели прихожане и играли органисты главных церквей во время праздничных служб, а храмы соперничали друг с другом в строительстве величественных органов. 

Слава Северогерманской органной школы и гамбургских органистов-виртуозов Якоба Преториуса, Генриха Шейдемана и Иоганна Адама Рейнкена распространилась широко за пределы Гамбурга благодаря их мастерству и высочайшему качеству созданных во второй половине XVII века органов мастера Арпа Шнитгера. 

Его инструменты сохранились до наших дней и звучат в наше время как в эпоху барокко. Огромную роль в жизни города всегда, и в тот период в том числе, играла светская музыка — концертная жизнь салонов, опера, сопровождение городских праздников… 

Георг Филипп Телеман вторую половину своей долгой жизни жил в Гамбурге. Более 45 лет он был музыкальным директором города, отвечая за всю его музыкальную жизнь: служил кантором в гимназии
св. Иоганна, выполнял обязанности руководителя городского Collegium Musicum — общества, собиравшегося для коллективного музицирования и прослушивания музыки. А также руководил музыкальной частью пяти городских церквей, оперного театра и был занят множеством других дел. 

Он должен был представлять по две кантаты каждое воскресенье и новый пассион (праздничную мессу) к Великому посту. 

Музыка была необходима для обрядов посвящения и освящения церкви, а в дальнейшем он должен был сочинять для многочисленных торжеств в городе. Телеман писал много опер, но во время его руководства местным театром посещаемость представлений снизилась, и композитор распустил труппу в 1638 году. 

В музее К.Ф.Э.Баха можно увидеть старинную мебель и подлинный клавесин той поры с расположенными "наоборот", как это было в те времена, клавишами — белые на месте черных, а черные — белых. 

Второй из пяти сыновей И.С. Баха от первой жены (в двух браках великого композитора родилось 20 детей, многие из которых умерли в раннем детстве) был прославленным клавесинистом. 

Филипп Эммануэль сочинил около 200 клавирных сонат и знаменитый трактат об игре на клавесине. При жизни музыкант достиг весьма высокого социального статуса. В 1768 году он сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. 

С этого момента композитор начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году Филипп Эммануэль написал ораторию "Израильтяне в пустыне", и в последние 20 лет жизни, прожитых в Гамбурге, создал более 20 пассионов (больших многочастных хоровых циклов), около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Похоронен в крипте церкви Святого Михаила. 

Иоганн Адольф Хассе охватил в своем творчестве стилистику барокко, классицизма, рококо и был одним из основателей сентиментализма в музыке. В отличие от своих прославленных предков-органистов, Иоганн Адольф сочинял оперы, которых у него около шестидесяти. Он прославился не только трагедиями (операми-сериа), но и ранними примерами в жанре комической оперы. Его большим другом был знаменитый либреттист XVIII века Пьетро Метастазио, писавший тексты опер А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, К.В.Глюка, В.А.Моцарта, А.Сальери, Дж.Мейербера и т. д. Некоторые драмы Метастазио были положены на музыку 70—80 раз. В соавторстве с ним уроженец Гамбурга покорял Неаполь, Дрезден и Венецию. Очень любопытным выглядит макет театра XVIII века, в котором с помощью рычажков можно подвигать занавес, задники, кулисы, повернуть сцену. 

В музее Брамса комнаты и экспозиции рассказывают о ранних годах жизни композитора. Он родился в Гамбурге, в семье контрабасиста городского театра, в 1833 году. Очень рано проснувшиеся огромные способности к музыке уже в 9—10 лет вывели его на большую сцену. Появилась даже возможность американского турне. Но благодаря верному влиянию учителя, обучавшего Иоганна игре на фортепиано, родители предпочли системное музыкальное образование, и мальчик продолжил учебу в классе жившего в Альтоне авторитетного педагога фортепиано и композиции Эдуарда Маркссена. Семья жила небогато, и с 13 лет одаренный мальчик, кроме учебы, подрабатывал игрой на фортепиано в гамбургских кабачках. 

Уже в ранние годы жизни Брамс много путешествовал с концертами. Гамбург не был приветлив к своему уроженцу, и мечты композитора, создавшего выдающиеся образцы симфонизма, "Немецкий реквием" и массу замечательной музыки во всех инструментальных и вокальных жанрах (кроме оперы) встать за дирижерский пульт главного городского оркестра, так и не осуществились. Его признали и высоко оценили в других европейских центрах музыкальной жизни — в частности, в Вене. 

Брамс не был женат. История его влюбленности в супругу Роберта Шумана пианистку Клару Шуман (урожденную Вик) известна музыкантам еще из курса музыкального училища. Она была на четырнадцать лет старше Брамса, который познакомился с четой Шуманов в возрасте двадцати лет, и питал к Кларе самые нежные чувства, поддерживая ее во время болезни мужа. Но когда Роберт умер молодым, 46-летним, в клинике для душевнобольных, Брамс так и не решился сделать Кларе предложение… 

Брамс много раз и на разные сроки возвращался в родной город, где оставались члены его семьи. Но жить здесь постоянно он не мог по разным причинам. Однако благодарный город воздвиг ему величественный памятник на одной из центральных площадей. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.91
EUR 28.45