Future Generation Art Prize-2014: этюды с выставки

Анна Пароваткина 7 ноября 2014, 21:40
Пинчук-арт

Читайте также

"Искусство — это шкап". Туда в порядке очереди забираются зрители. (Бывает, заходят парами, но комфортнее поодиночке). Плотно закрывают дверцы. На внутренней стенке тут же появляется смешная видеопроекция. Т.е. "интерактивная инсталляция". Зрители внутри "искусства" хохочут. Ожидающие покатываются со смеху, слыша звуки изнутри. В финале распаренные счастливчики вываливаются к ожидающим и делают загадочные лица: "Там — такое! А вы еще не видели. А мы-то — уже. Мы, значит, эксперты". Все страшно довольны.

Это фрагментарное описание одной из самых запоминающихся работ-претендентов на Future Generation Art Prize-2014. Выставка 20 номинантов известной арт-премии для молодых художников (плюс проект Кадыровой) до января 2015 г. проходит в PinchukArtCentre. "Бета-самца. (Портал)" канадца Джона Рифмана можно назвать квинтэссенцией проекта. Или — символом политики ПАЦа в целом. У Пинчука нынче — остроумно, развлекательно, не без юмора, местами — дорого. ("Солидный господь для солидных господ", писал когда-то Виктор Пелевин). И изобретательно. Без политики, без настоящей "социалки". Ведь не принимать же за таковую политкорректные реверансы "в защиту" ЛГБТ. Без… Нам, товарищи, нужны "подобрее Щедрины". 

В PinchukArtCentre, в общем, нынче презентуют красивое искусство ради красивого искусства. Здесь плодятся "шкафы", эстетичные и совершенно безвредные, словно бабочки. Так ли "безвредно" спрятавшееся в шкаф современное искусство? Этот вопрос остается за порогом.

Заявки на конкурс в ПАЦе принимали с января по апрель с.г. И в мире за это время происходило много чего запоминающегося. Так что бегство Future Generation Art Prize 2014 от реальности —  конечно, сознательный "курс" на развлекательно-беспроблемный арт. 

Впрочем, об этом векторе развития институции наблюдатели говорят годами. Гораздо примечательнее то, что, судя по всему, не менее осознанно в PinchukArtCentre ориентируются на страны третьего мира. Большая часть номинантов на приз в 2014-м составляют выходцы из стран Латинской Америки. Двое — живут и работают в Африке. В шорт-листе также присутствует кубинец, арт-группа из Персидского залива GCC с инсталляцией "Экзосфера", обыгрывающей идею "вип-комфорта" для "вип-персон".

Правда, в роли шейха в помещении, больше похожем на внутренности чемодана, чем на вип-салон частного самолета, может бесплатно побывать любой желающий. И даже юный чеченец Аслан Гайсумов, сдержанно критикующий показушный режим Рамзана Кадырова. 

Его видео "Проспект Победы", где кадры "парадного", глянцевого Грозного наложены на глубокие трещины в бетонной стене, которая, кажется, вот-вот обрушится, пользуется большой популярностью у зрителей. В качестве вишенки на торте в числе номинантов присутствуют модные китайцы и канадцы. Но… 

Несмотря на явную дистанцированность не только от злободневных тем, но также от центров мирового контемпорари арта, в части "развлекательности" Future Generation Art Prize-2014 не разочаровывает. Увы, самыми бледными показались представленные тут работы как раз украинских участников — залитые кислотой урбанистические пейзажи Жанны Кадыровой "Опыты", инсталляция Никиты Кадана "Запомнить момент, когда рассказ был прерван"… С облезлым чучелом оленихи а-ля школьный зооуголок в Чернобыле. 

Зато о большинстве остальных номинантов можно говорить с удовольствием. Помимо упомянутых тут работ, стоит отметить интерактивную инсталляцию ангольского (!) художника Настио Москито "Позволь мне поцеловать твою жопку, а я тебе разрешу поцеловать свою!". (Настио, что весьма актуально и для нашего менталитета, в духе Бората спародировал треск и пустоту речей политиков.) А, что называется, вне конкуренции — инсталляции молодого, но уже известного на Западе Хе Сяньюя (КНР) "Зубы мудрости" и "Башня мудрости".  

Зал с работами Сяньюя в ПАЦе охраняют едва ли не с автоматами. Миниатюрное подобие сада камней пополам с полем, где из зубов дракона вот-вот прорастут воины, художник "вырастил" из человеческих зубов мудрости. Отлитых из чистого золота. А "Башни мудрости" величиной в палец выстроил из настоящих зубов, скрепленных снова-таки желтым драгметаллом.

В этом году на конкурс было подано свыше 5500 заявок из 148 стран. "Чисто украинские" проблемы, оказывается, тоже интересуют художников из других уголоков мира. Дана Яхаломи и Омер Кригер — арт-группа Public Movement из Израиля — с 15 ноября еженедельно будут устраивать перформансы, посвященные "останнім соціально-політичним подіям в Україні". Во время работы экспозиции номинантов Future Generation Art Prize-2014 чилийская художница Пилар Кинтерос завершит создание макета фонтана Дружбы народов, украшавшего некогда нынешний Майдан Незалежности. Бумажный макет планируют установить на Майдане. 

Учитывая то, какие события там происходили совсем недавно, да и символику советского фонтана, эта идея, конечно, выглядит странной. Хотя не более фантасмагорической, чем упорное бегство от реальности (с кровью, болью и прочими неприятностями) — в искусство для искусства, в шкап с картинками. Кстати, автором формулы "искусство — это шкап" был Даниил Хармс. И он же, к сожалению, на собственном примере и опыте доказал ее неправильность.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 25.90
EUR 27.56