ЕГО ГОДА — ЕГО БОГАТСТВО

Поделиться
Свой 65-летний юбилей, как и все предыдущие, народный артист, лауреат Государственной премии Украины имени Т...

Свой 65-летний юбилей, как и все предыдущие, народный артист, лауреат Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко, профессор, кавалер многих правительственных орденов Ю. Н. Мажуга встречает на своем «боевом посту» - на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки.

Количество интересных ролей актера и созданных им неповторимых волнующих образов увеличивается год от года. И сегодня в репертуарной афише театра есть новые спектакли, которые зрители называют лаконично, но емко - мажуговскими. Поэтому с полным правом можно сказать о мастере-юбиляре: его года - его богатство.

- Юрий Николаевич, всегда считалось аксиомой: актер раскрывает зрителю образ своего героя; и чем выше профессионализм мастера, чем богаче палитра его сердца, тем более ярким, незабываемым становится созданный им образ. Но на спектакле «С вами опасно иметь дело...» («Старомодная комедия» А. Арбузова) я неожиданно поняла, что, хоть мы с вами в добрых приятельских отношениях уже не первое десятилетие, открыть самое главное в характере Юрия Мажуги - и человека, и актера - помог мне именно ваш герой - умудренный житейским опытом доктор Родион Николаевич, считающий верность высшим проявлением силы. А вы через всю свою жизнь пронесли верность одному театру, в котором работаете уже более сорока лет и который за эти долгие годы знавал не только творческие взлеты. Верность творческому коллективу, который, судя по вашим бескомпромиссным интервью прошлых лет, далеко не всегда считали вы коллективом единомышленников, хотя всегда стремились, чтоб был он именно таким. Верность высоким идеалам искусства, несмотря на то, что многие, к сожалению, воспринимают их сегодня как анахронизм. Но если ваша верность - высшее проявление силы, то в чем же истоки вашей верности?

- В любви. По натуре я - однолюб. Когда сорок три года назад переступил порог театра имени Леси Украинки, я сразу понял, что он навсегда станет моим родным домом. И когда сейчас в спектакле «Метеор» Фридриха Дюрренматта мой герой Вольфган Швиттер произносит фразу «Я хочу умереть в этом доме...», я невольно каждый раз внимательно оглядываю знакомый до боли зрительный зал и вкладываю в слова свой личный подтекст.

С этим «домом» связана вся моя жизнь. Еще в институте первым моим учителем был прекрасный режиссер этого театра Владимир Александрович Нелли, терпеливо и настойчиво обучавший меня «азбуке» сценического искусства. А пригласил в театр сам Константин Павлович Хохлов! Тогда это было для меня наивысшим счастьем, потому что даже мы, вчерашние студенты, знали и понимали, как тщательно, с любовью создавал он труппу, как «коллекционировал» артистов, подбирая их по одному. В то время театр имени Леси Украинки особенно славился своими актерскими и режиссерскими индивидуальностями, но при этом труппа была едина в реалистических традициях психологического театра. Сцена, на которой делал я тогда свои первые робкие шаги в искусстве, стала «моими университетами», потому что уроки сценического мастерства ежедневно «преподавали» мне такие выдающиеся актеры, как Михаил Федорович Романов, Юрий Сергеевич Лавров и многие-многие другие. Впервые увидел театр имени Леси Украинки в зените славы и полюбил его. Свою любовь и верность его традициям пронес через всю жизнь.

- Вы начали наш разговор с одной из последних ваших ролей, сложной, многогранной, психологической - Вольфгана Швиттера, а дебютировали на сцене столичного театра нехитрой ролью простоватого парня Матвейкина в «Опасном спутнике» П. Салынского. Между ними - целая жизнь и более семидесяти маленьких и больших, но всегда ярких, глубоких образов. Ваши герои - люди разных исторических эпох, социальных слоев общества, мировоззрений, идеалов, характеров, как, к примеру, тот же Матвейкин и грибоедовский Фамусов из «Горя от ума», кроткий крестьянин Аким, свято верящий в человеческую совесть («Власть тьмы» Л. Толстого) и неприкрытый циник Суслов из «Дачников» М. Горького, душевно щедрый Сергей из «Иркутской истории» А. Арбузова и холодный Цыганов из «Варваров» М. Горького... Некоторые из этих да и многих других ролей были только страничкой, некоторые - главой в вашей творческой биографии. А какие особенно дороги вашему сердцу?

- Для артиста, как и для художника, значение имеет не размер «полотна» и даже не «натура», которую он воспроизводит, а идея, которую стремится выразить. Я никогда не делил роли на большие и маленькие (не от количества драматургического текста и времени, проведенного актером на сцене, зависит глубина образа), на положительные и отрицательные (в любом случае актер обязан выступать не прокурором, а адвокатом своего героя). Главное - чтобы характер был ярким, многогранным. А тут уж не обойтись одной белой или черной краской. Необходимо использовать всю гамму цветов, оттенков, полутонов. Палитра актера - его внутренний мир.

Люблю играть людей сильных, душевно богатых. В свое время я создал целую галерею образов таких героев. Это, к примеру, генерал Ватутин в одноименном спектакле по пьесе Л. Дмитерко, Годун в «Разломе» Б. Лавренева, академик Карналь в «Пределе спокойствия» П. Загребельного, директор завода в «Хозяйке» М. Гараевой, Рябинин в пьесе И. Дворецкого «Человек со стороны» и многие другие. Эти герои заставили меня понять, что сердце не должно биться спокойно. Благодаря им я по-новому присмотрелся и к себе, и ко всему, что меня окружает, понял, что каждый прожитый день должен стать своеобразной ступенькой к самосовершенствованию.

О некоторых своих героях вспоминаю сегодня с особой нежностью. Возможно, это ностальгия о безвозвратно ушедшей юности, но каждый новый юбилей не отдаляет, а мысленно приближает меня к моим героям тех давних лет -Сергею из «Иркутской истории», Максиму Петрову из розовского спектакля «Традиционный сбор», чилийскому журналисту из спектакля «Интервью в Буэнос-Айресе»...

Успехи нашего театра, как правило, были связаны с именами молодых режиссеров. Ряд интересных постановок осуществили на его сцене тогда еще молодые Эдуард Митницкий - ученик школы Леонида Варпаховского, ученик Георгия Товстоногова Михаил Резникович. У Э. Митницкого сыграл в спектаклях «Традиционный сбор», «Остановиться оглянуться», но наибольшее количество интересных ролей - в спектаклях М. Резниковича: «104 страницы про любовь» и «Поворот ключа», «Дачники» и «Добряки», «Предел спокойствия» и «Интервью в Буэнос-Айресе», «Кто за, кто против?». Работая с ним, я познакомился с методом школы Товстоногова, предусматривающим в создании образа соавторство режиссера и актера. Я постоянно использую этот метод и стараюсь самостоятельно «выстроить» свою роль.

На мой взгляд, и сегодня нужно настойчиво искать талантливую молодежь и приобщать ее к работе в театре. Кстати, мне интересно было работать над спектаклем «С вами опасно иметь дело...», который является режиссерским дебютом ученицы М. Резниковича Ирины Барковской.

- Возможно, именно благодаря вашему интересу интересным получился и спектакль, который воспринимается, как гимн жизни. Ваш герой произносит в спектакле фразу, на первый взгляд риторическую, но по сути довольно емкую: «Как прекрасно жить!..». И как бы продолжением его мыслей и чувств звучат слова песни на стихи Б. Ахмадулиной: «Пока мы есть, мы ждем чудес...». Вопрос «на засыпку», разделяете ли вы мысли и чувства своего героя и ждете ли еще чудес в жизни?

- Да... Вопрос, действительно, «на засыпку». Еще совсем, казалось бы недавно, мог, не задумываясь, подписаться под словами своего героя. Никогда не был я в обиде на судьбу. Она даже баловала меня. Никогда не выпрашивал роли - они сами искали и находили меня. Несмотря на то, что в свое время был одним из наиболее «эксплуатируемых» актеров нашего театра, переходил из спектакля в спектакль и играл их до двадцати в месяц, что часто лишало меня возможности сниматься в кино, работа всегда доставляла удовольствие, радость, потому что более тридцати пяти лет выступал на аншлагах. Я не был обделен любовью зрителей, почетными званиями и правительственными наградами.

За двадцать лет преподавательской деятельности в театральном институте имени И. Карпенко-Карого подготовил немало актеров, которые сегодня работают в театрах Украины, а некоторые стали моими партнерами по сцене.

Всем, чего мне удалось добиться в творчестве, обязан своему надежному «тылу» - жене. Вот уже 33 года делим и радости, и невзгоды, и заботу прежде о сыне, а теперь и о внуке - Юрочке. В нашей семье всегда царили дух взаимопонимания и дух творчества. Марина Викторовна бессменно преподает в консерватории, сын Алексей работает телережиссером на разных каналах Украинского телевидения, преподает в театральном институте.

Да, еще совсем недавно мог бы, не задумываясь, сказать словами своего героя: «Как прекрасно жить!». Но сегодня... Слишком непростое и нелегкое время. Особенно для творческой интеллигенции. Вот, к примеру, я, профессионал высокого класса, как всегда, работаю с полной отдачей, не жалея себя, как говорится, на износ. Иначе не приучен и не умею. А получаю в театре гроши, которых едва хватает на пропитание. И в институте по три месяца зарплату не платят. Творческий человек -бессребреник. Он и задаром работать рад, потому что для него без творчества нет жизни. Но и в этом плане появляются неразрешимые проблемы.

Лично для меня одна из этих проблем в том, что очень мало интересных современных пьес. Еще меньше таких, в которых есть возрастные роли. А русская классика, серьезная зарубежная драматургия, требующие не просто созерцания, а глубокого осмысления и сопереживания -напряженной работы ума и сердца, не привлекают сегодняшнего зрителя, чьи вкусы формирует наше время вседозволенности, суматошная жизнь, в которой сегодня все подчинено одному богу - коммерции. А, как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает. Поэтому театры вынуждены зарабатывать деньги на пошлых пьесах и спектаклях-шоу.

В последнее время я избегаю давать интервью, выступать по телевидению и радио, так как мне претит непрофессионализм многих наших передач, некомпетентность и необъективность многих театральных критиков и журналистов. Я считаю, что каждый человек, какую бы работу он не выполнял, должен быть, прежде всего, профессионалом и не идти на компромисс с собственной совестью. На интервью с вами согласился исключительно потому, что связывают нас долгие годы творческих и дружеских взаимоотношений, что возможно только благодаря взаимопониманию и взаимоуважению. Пожалуйста, обязательно отметьте это.

- Юрий Николаевич, а как же все-таки насчет «чудес»? Ждете ли вы их еще?

- В чудеса, естественно, верить в наше время не приходится. Но я по натуре оптимист и, вопреки всему, что вижу сегодня, верю в Человека -в его мудрый разум и щедрое сердце.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме