ДНИ И ВЕЧЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ

Поделиться
«Театр - такая вещь, которую никогда нельзя будет объяснить до конца». «В театре должны работать люди, отмеченные богом, судьбой» Из беседы с В.Предаевич, актрисой Национального театра русской драмы Любите ли вы театр?....

«Театр - такая вещь, которую никогда нельзя будет объяснить до конца».

«В театре должны работать люди, отмеченные богом, судьбой»

Из беседы с В.Предаевич, актрисой Национального театра русской драмы

Любите ли вы театр?.. Если идет речь о Киевском театре оперы и балета им.Т.Шевченко, два года назад получившем статус Национальной оперы? Неповторимый в своем архитектурном облике, воплощенный в начале века в формах французского ренессанса, он оставался уникальным и по существу, изнутри работать здесь хотели многие, попадали не все. Жестким был отбор, высоки требования. Будучи академией в классическом смысле, театр привлекал самых талантливых дирижеров и музыкантов, режиссеров, балетмейстеров, артистов. Равных ему в Украине не было. В разные годы здесь звучали голоса З.Гайдай и Б.Гмыри, МЛитвиненко-Вольгемут и И.Паторжинского, О.Петрусенко и О.Гуляева, Б.Руденко и Е.Чавдар. Работали дирижеры А.Пазовский и В.Дранишников, К.Симеонов, В.Тольба, С.Турчак, балетмейстеры П.Вирский и В.Вронский, режиссеры Д.Смолич и В.Скляренко, художники А.Петрицкий, А.Хвостенко-Хвостов, Ф.Нирод. Их имена - легенды. Всех не перечесть... Каков же театр сегодня? Ему пошел 127-й...

Это беспрерывная изнурительная работа рук, ног, голоса, сердца, ума, с редкими удачами и минутами озарения, ускользающими выходными, праздниками и отпусками. Днями, незаметно перетекающими в вечера... Это престижные европейские фестивали и конкурсы, долгие гастрольные поездки: сотни километров автобусом, почти без отдыха и сна, спектакли из последних сил... Это уехавшие туда и оставшиеся здесь в напряженном ожидании: кто следующий?

Театр - это незаметно уходящие навсегда Мастера, мерцающие звезды и молодые, уставшие подавать надежду. Музыканты, зевающие в паузах, вяло разглядывающие из оркестровой ямы хорошеньких балерин и максимально мобилизующиеся, когда за пультом - Главный. Это потрясение Бенефисом, «Набукко» и «Дон Карлос», будто выдернутые из репертуара разных театров. И другие спектакли, когда-то замираешь в оцепенении, то теряешься от ярмарочной пестроты, условно обозначенной возрождением украинского театра. Это томление «Лоэнгрином»...

Что же такое театр? Хочется понять, осмыслить, объяснить...

«ТЕАТР СЛОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, ОН ДОЛГО УМИРАЕТ И МУЧИТЕЛЬНО РОЖДАЕТСЯ».

ЛЕВ ВЕНЕДИКТОВ - главный хормейстер Национальной оперы, народный артист Украины, профессор Киевской консерватории, лауреат Государственных премий. Сын церковного регента, профессионала высочайшего класса, которого знали все. Закончил Киевскую консерваторию (класс Г.Веревки). 40 лет в театре и столько же в консерватории. Недавно ему исполнилось 70. За годы работы в театре поставлено 49 опер русских, украинских, зарубежных композиторов, многие возобновлялись, шли в разных музыкальных редакциях. Каждый день в хоровом классе. Говорит: «Не устаю». Выработалась привычка. Часто на афишах не указывается хормейстер, так как его работа не видна.

- За 40 лет в театре сменилось несколько поколений блистательных мастеров сцены: Б.Гмыря, Е.Чавдар, Л.Руденко, Б.Руденко, А.Кикоть, В.Тимохин, Ю.Гуляев, затем пришли молодые, теперь уже мастера: Б.Мирошниченко, Г.Ципола, А.Мокренко, А.Соловьяненко...

- Я не сентиментальный человек, но когда слышу божественное звучание «Соловья» Е.Мирошниченко, я плачу. Это как бы озарение сверху. Хороший солист организует хор, дает звучание. Работа оперного хормейстера отличается от работы в любом нетеатральном коллективе. Смежные искусства, на которых основан театр, обогащают хорового дирижера. Главное в хоре - крупный звук, если он есть, то существует и коллектив как профессиональный. За годы работы в театре полностью сменился весь состав хора.

- В вашем кабинете портреты дирижеров, с которыми вы работали...

- В.Тольбу я всегда называл учителем. Имея от природы малопластичый аппарат, он был безупречен как индивидуальность. К.Симеонов - бог, с В.Тольбой они антиподы. Для Симеонова важен был порядок в театре, дисциплина, он говорил: «Музыка начинается с порядка». С.Турчак - академик. Его талантливость покоряла, возникало желание помочь ему. Однажды я видел, как он плакал после спектакля «Отелло», - не вступил солист. И я понял: это не истерика, а обида, растерянность, что не вышло так, как должно быть. Плакал как ребенок.

- Как рождаются настоящие дирижеры? И рождаются ли сегодня?

- Только в ситуациях творческого общения, только в контакте с музыкантами, исполнителями. Учебный процесс, как плановое хозяйство, несовершенен. У меня расхождения во взглядах на педагогический процесс с теми, кто его формирует. Обучение в творческом вузе не должно строиться по принципу газонности: все получают знания поровну, исключение составляют лишь теоретики. Дирижеры и вокалисты воспитываются неправильно. Первые, в основном классе, им не достает практики. Вокалистам педагоги дают в большинстве своем только тот репертуар, который сами пели или слышали. Но ведь сколько людей, столько и индивидуальностей. Я за то, чтобы занятия проходили по индивидуальным планам с обязательной специализацией: для вокалистов важна дифференциация на камерного, оперного исполнителя и т.д. Сейчас есть такая возможность перестроить учебный процесс и можно все сделать. Глубокое заблуждение сделать из творческого вуза научно-исследовательский институт. Высшее мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь студенту, будущему певцу, дирижеру раскрыть себя.

- Что для вас принципиально важное в работе с хором?

- Понятие ансамбля, когда каждая группа хора слышит друг друга. Достичь этого чрезвычайно сложно. Сегодня нет ни одного учебного заведения, которое бы готовило артистов хора. Это, обычно, или неудавшиеся солисты, или непрофессионалы. В нашем хоре только 50% профессиональных артистов. Придя в хор, первое время артисты болеют профессионально.

- Какие существуют проблемы в самом театре?

- Единственная проблема - воспитание молодых певцов. За всю историю в театр приходили в основном выпускники Киевской консерватории. Лишь в 30-е годы приехали певцы из Харькова, затем - в 50-е - были приглашены великолепные исполнители со всего Союза: Г.Туфтина, Б.Руденко, З.Христич, В.Третяк, Ю.Гуляев, Г.Ципола - большие мастера. В театре незаметно прошла передача традиции молодым. Б.Руденко, М.Роменский и другие в 5 часов вечера уже сидели в гримерных: свыкались с образом, с обстановкой, внутренне настраивали себя на спектакль. Сейчас - другие нравы: прибежал за 15 минут до начала, быстренько переоделся и - на сцену.

- Каков, на ваш взгляд, эстетический облик театра, направление его художественных поисков?

- Эстетически театр отстал безнадежно и далек от ведущих европейских оперных сцен. Немецкие рецензенты писали о «Мазепе» примерно следующее: «Кто хочет посмотреть «Мазепу», не стоит идти в театр, а кто хочет послушать - стоит». Эстетические каноны, в рамках которых существовало искусство долгие годы - искусство должно отражать действительность, - сегодня уже не срабатывают. Принципиально новым спектаклем для театра в смысле сценического воплощения и материала стал «Набукко» Дж.Верди. Внебытовая среда обнажила актеров, они предстали в выгодном ракурсе. Хор действует, как в оратории. Это необычно, мы от этого отвыкли. Сейчас репетируем «Лоэнгрина» Р.Вагнера на языке оригинала (тоже совместная постановка). Сложен сам музыкальный материал, да и немецкий дается нелегко. Спектакль должен выйти к концу года, так как на карту поставлен престиж театра.

«МОЄ ЖИТТЯ В ТЕАТРІ - ВСЕ В СПІВІ».

«МОДЕРНОВЕ МИСТЕЦТВО - ЦЕ ВСЕ БАЛАЧКИ».

ДМИТРИЙ ГНАТЮК - главный режиссер театра, известный далеко за пределами Украины артист, в Национальной опере с 1948. Народный артист Украины, лауреат Государственных премий последние 20 лет работает как режиссер. Одним из первых открывал вокальную школу Украины за рубежом, исполняя классический репертуар и украинские песни. Закончил Киевскую консерваторию (класс И.Паторжинского) и Киевский институт театрального искусства им. И.Карпенко-Карого как режиссер (класс В.Нелли). В оперной студии консерватории и в театре поставил более 15 спектаклей: «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка» Н.Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского, «Золотой обруч» Б.Лятошинского, «Травиата» Дж.Верди, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Тоска» Дж.Пуччини. Предпочтение отдает украинской опере и традиционному театру.

- Я против осовременивания классических произведений. Я за традиционный театр, не нарушая классических нормативов: эпоха, образы, атмосфера. Современная сценическая лексика в киевском театре почти не воплощается. Я очень рад, что «есть наша сценическая версия «Мазепы» П.Чайковского. Почему я доволен этим спектаклем? Критика не всегда справедлива к театру, говоря о статичности спектаклей. «Запорожец за Дунаем», «Севильский цирюльник» (режиссер Д.Гнатюк), «Хованщина» (режиссер И.Молостова) - не один из них не статичен, они имеют свою динамику, свою музыкальную драматургию. Сейчас мы можем выбирать национальный репертуар. Скоро возобновится «Золотой обруч», который 30 лет был в репертуаре театра. Поставлена опера А.Вахнянина «Купало», практически не имеющая сценической истории (режиссер С.Орхипчук).

- Что наболело?

- Сейчас я -играющий тренер. В своем отечестве нет пророков. Всю жизнь в повседневной работе: форма, дисциплина, работа. Тянул плуг в полном понимании этого слова. Быть музыкальным режиссером - значит в 100 раз больше разбираться в синтетическом искусстве, каким является опера. Одного образования не достаточно. М.Крушельницкий, мой учитель, говорил: «Когда я актер, то прекрасно себя понимаю, когда режиссер, каждый может меня унизить».

- Каковы репертуарные планы театра?

- Мы ставим современную музыку и видим, что в зале - катастрофа. Музыка не воспринимается ни актерами, ни зрителями. Но мы все же продолжаем ставить, стараемся приучать зрителя. Французский режиссер украинского происхождения будет ставить оперу «Анна Ярославна» А.Рудницкого, жившего в Америке. Уже несколько месяцев репетируем «Лоэнгрина». Здесь много проблем, мы не рассчитали свои силы. Но спектакль должен получиться интересным.

- Самая острая проблема театра?

- Исполнители. Ансамбль исполнителей. Не будет исполнителей, не будет оперного театра. Национальная опера - тонкий барометр. Все, что происходит в обществе, отражается на театре. С большой надеждой мы ожидаем улучшения условий жизни. Во многих странах работают наши солисты: в Польше, бывшей Югославии, Австрии, В.Гришко поет в Нью-Йорке, никак не может приземлиться в Киеве. Трудно живется в Украине, и мы не можем их задерживать. Есть очень интересная молодежь. Но воспитать оперного певца сложно. Обидно, когда певец не реализует себя. Природа редко наделяет исполнителя внешностью, голосом, сценическим обаянием. Когда удается что-то сделать, я молодею. Сейчас приобретает опыт Слава Базырь. Лидия Забиляста недавно открылась для меня как большого диапазона трагическая актриса, убедила нас в своих возможностях. Обычный артист - это одно, а когда зарождается божья искра - совсем другое. Блестяще показал себя Николай Шопша в роли Бориса. Если он будет работать в таком ключе и дальше, у него большое будущее.

- Чего вы ждете от театра?

- В театре бывают спады и подъемы. Сейчас театр на хорошем уровне, сохранились традиции, мы имеем своего зрителя, много приглашений от зарубежных импресарио. Недавно президент слушал «Травиату». Остался доволен, обещал поддержать театр. Именно Л.Кучма, будучи премьер-министром, утверждал новый статус театра «Национальная опера». Сегодня речь идет о возрождении украинского искусства, о возрождении национальной оперы.

«БАРВИНСКИЙ - ЭТО ОДАРЕННЫЙ МОЛОДОЙ ДИРИЖЕР С ДОСТАТОЧНЫМ ОБЪЕМОМ ЗНАНИЙ».

Фуат МАНСУРОВ

АЛЕКСАНДР БАРВИНСКИЙ - закончил Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования и Киевскую консерваторию как симфонический дирижер (класс С.Турчака). С 1984 работает в театре суфлером, с 1987 - как дирижер-ассистент. Ведет спектакли: «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского, «Травиата» Дж.Верди, «Евгений Онегин» П.Чайковского и др. Имеет записи на радио. Участвовал в международных фестивалях современной музыки в Киеве. «В интерпретации А.Барвинского и камерного оркестра «Киевская камерата» «Дориан Грей» К.Цепколенко был исполнен значительно совершеннее, вся партитура открылась новыми гранями, более рельефно выявились образные музыкальные характеристики персонажей» (Э.Яворский, музыкальный критик и либреттист). В числе молодых специалистов А.Барвинский проходил стажировку в Большом театре от Союза театральных деятелей Украины. Был приглашен в стажерскую группу театра.

- Кем для тебя был С.Турчак? Как музыкант, как личность, как человек?

- Этот вопрос мне задавал Ф.Мансуров. ...Трудно объяснить. Прежде всего, человек искусства, который себя вне театра, вне искусства не мыслил, который жил категориями не бытовыми, а мировоззренческими. Жить - значит творить, звучит высокопарно, но это так.

- Легко ли было с ним общаться, работать?

- Сложно. Воплощение музыкального замысла для него самоцель. И он добивался этого. Требования к музыкантам были чрезвычайно высоки: духовное постижение музыки и полная отдача. Даже музыкант, сидящий за последним пультом в оркестре у С.Турчака, был настолько поглощен музыкой, что полностью подчинялся его личности, становился его единомышленником. И тогда возникал момент парения, полета. Коммуникативная связь была настолько высока, что ты ему верил. Происходило полное погружение в творческий процесс, максимальное напряжение сил. Места для реальной жизни не оставалось. Либо творить, либо расстаться. Феномен С.Турчака-музыканта в том, что, обладая огромной внутренней энергией, он заставлял переступить через себя. Отдавая себя без остатка, рано ушел.

- Как тебе работается в театре сейчас?

- Трудные времена переживает общество и театр. Но я оптимистически смотрю в будущее. Время разбрасывать камни - время собирать. Сейчас мы их разбрасываем, но и собирать будем. Что бы ни происходило, украинская земля рождает талантливых людей. Наши солисты поют по всему миру. Но уже настала необходимость вернуть в театр лучших музыкантов, артистов. Хотелось бы приблизить время, когда в театр, как и прежде, будут стремиться самые талантливые.

- Какие спектакли в театре ты считаешь этапными за последнее время?

- Конечно, «Набукко» - по эстетике, по интерпретации. Совместные проекты - новая форма и наиболее перспективная для выживания театра в современных условиях. Если французская пресса пишет о нас, что «Хованщина» и «Борис Годунов» отбросили французского зрителя на 30 лет назад, то «Набукко» - прецедент для театра. Это - эстетический прорыв к принципиально иному пониманию музыкального спектакля, отход от оперных штампов, от бытового прочтения. Безусловно, здесь заслуга главного дирижера театра В.Кожухаря. Следующий трудный шаг - «Лоэнгрин».

«КИЕВСКАЯ ОПЕРА - ЭТО ПЕРВЫЙ ТЕАТР В МОЕЙ ЖИЗНИ, А ПЕРВОЕ ВСЕГДА ЗАПАДАЕТ В ДУШУ».

ВИКТОРИЯ ЛУКЬЯНЕЦ - 28-летняя солистка оперы, колоратурное сопрано. После окончания Киевской консерватории (класс Е.Чавдар) творческую практику проходила в Лейпцигской Высшей музыкальной школе. Лауреат международных конкурсов: «Мин-Он» (Япония, II премия), Марии Каллас (Греция, 1 премия), им.Моцарта (Италия, 1 премия). С 1989 года - солистка Национальной оперы. В 26 лет получила звание заслуженной артистки Украины. Ведущие партии в спектаклях «Царская невеста» (Марфа), «Дон Жуан» (Церлина), «Севильский цирюльник» (Розина), «Травиата» (Виолетта) и др. С января 1994 работает по контракту в Венской Штатс-опере.

- Как вам живется и поется в Австрии?

- Общаюсь на итальянском и английском, осваиваю немецкий. Муж свободно владеет языком, сейчас поет в Камер-опере. Дочь пошла в австрийскую школу. По условиям контракта - на три сезона до лета 1997 - я должна выступать в четырех спектаклях каждый месяц. Когда не занята в репертуаре, могу выезжать по договоренности в любые престижные театры. За полгода выучила восемь партий, в том числе за месяц две оперы Р.Вагнера - «Золото Рейна» и «Гибель богов», за 10 дней Аделину из «Любовного напитка» Г.Доницетти. Классический пример: случилось так, что заболела певица, и я рискнула, сказав, что знаю партию. В европейских театрах на каждую партию дается определенное количество уроков. Если не успел, плати деньги пианисту из своего кармана.

- В чем преимущество Штатс-оперы?

- Каждый вечер могу слушать лучших певцов, учиться у лучших музыкантов. У меня был урок с Р.Мутти. За 45 минут он столько мне дал! Это что-то фантастическое! Очень заинтересовался моей Травиатой. В европейских театрах такие партии молодым певицам почти невозможно получить. Р.Мутти пригласил в Ла Скала на вагнеровский репертуар. Каждый спектакль в Штатс-опере - большое испытание для вокалиста: когда опускается занавес, актеры выходят на поклон индивидуально, оставаясь наедине со зрительным залом. И по реакции зала видно, чего ты стоишь. Дирекция обязательно бывает на всех спектаклях.

- Что вы можете сказать о Киевской опере?

- Наш театр должен переходить на систему контрактов. Творческому человеку необходимо развитие. Многие покидают театр, хорошие солисты никогда не будут сидеть на одном месте. У меня сейчас очень напряженная жизнь. В Киев вернулась из Льежского оперного театра: пела Ксению в «Борисе Годунове», 10 спектаклей подряд. Здесь - Лючию, Виолетту, концерты. Помню, как выстраивала драматургию образов Лючии и Виолетты, занималась мастерством с В.Рекой. Дома у И.Молостовой работала над пластикой. Роль должна быть продумана до мельчайших деталей, отчеканена. Каллас тщательно готовилась к каждому спектаклю, но когда выходила на сцену, казалось, она импровизирует.

- Что впереди?

-Еду в Москву на репетиции с В.Чачавой. В марте будущего года в Большом зале консерватории состоится мой сольный концерт из произведений Дж.Россини и С.Рахманинова. Планируем записать компакт-диск. В театре Сан-Карло в Неаполе должна петь «Бал-маскарад» Дж.Верди с Л.Паваротти, «сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха и «Травиату» с П.Доминго.

«ВСЕ РОЛИ ОБО МНЕ. Я ИХ ВОСПРИНИМАЮ, КАК ЧАСТЬ СЕБЯ». СВЕТЛАНА ДОБРОНРАВОВА - лирико-драматическое сопрано (имеет диапазон в три октавы, может петь более высокие и более низкие партии), народная артистка Украины. В Национальной опере с 1989. Исполняет весь драматический репертуар: Абигаилла («Набукко»), Елизавета Валуа («Дон Карлос»), Тоска, Ярославна («Князь Игорь») и др. Восемь лет пела во Львовской опере. Гастролировала в разных странах. На конкурсах не выступала, наград не привозила, но выдержала самый главный экзамен - быть незаменимой, первой актрисой театра. Ее человеческое обаяние, теплота, открытость обезоруживают, ее мастерство восхищает. То, что она делает на сцене в «Набукко», - невозможно обозначить словами.

- Вы получили путевку в жизнь в Ростове-на-Дону. Вспоминаются ли эти годы?

- Вспоминаю всегда с большой теплотой своих педагогов - профессора А.Здановича и его жену Л.Хинчину, мастеров старой школы. Занимались с учениками дома. Нас было в классе четверо, и мы фактически жили в семье на полном пансионе. В этом доме меня любили, берегли. В классе обычно готовили сольные концерты, и я освоила весь классический репертуар. Через две недели после государственного экзамена умер А.Зданович... Театр учит другой жизни, другому ритму.

- Как вы попали во Львов?

- После окончания консерватории в 1982 году поехала на ярмарку в Саратов. В дороге произошла анекдотическая ситуация: поезд ушел без объявления, на самолет с трудом достали билеты. Но по большому счету повезло: судьба решилась в тот момент, когда меня услышал И.Лацанич, бывший главный дирижер Львовской оперы. И пригласил в театр: «Якщо випливе, буде співачкою, якщо ні - то загине». Выплыла: через два месяца спела Тоску, в течение 8 лет пела весь репертуар, «Тангейзера», «Джоконду», даже «Летучую мышь». В провинциальном театре ты должен всегда быть на подхвате: концерты для пограничников, в клубах, выездные спектакли. Уже в Киеве предложила однажды заменить заболевшую певицу в «Царской невесте» в роли Сабуровой и с удивлением услышала: «Ты не можешь петь Сабурову, ты актриса на первые роли».

- Культура Львовской оперы в те годы была достаточно высока. Что дал вам сам город?

- Первое впечатление от Львова останется на всю жизнь. Поезд пришел очень рано, май, свежая листва, кругом чистота, вижу - дворничиха кружкой поливает асфальт. И внезапно наступил какой-то момент просветления. Появилось предчувствие, что у меня во Львове все хорошо сложится. Так и случилось. Здесь я встретила своего мужа. Меня окружали необыкновенные в творческом и в человеческом отношении люди. Евгений Лысик, главный художник театра, был моим духовником. Разговаривал всегда исключительно тихо. Утешал, когда расстраивалась: на суету, на дрязги не стоит обращать внимания. Говорил, что все пройдет, и вы будете настоящей певицей. Его «сотворение мира» стало для меня, да и для многих, потрясением, как и каждый спектакль Лысика. Игорь Лацанич - опытный дирижер. Если он за пультом, можно быть уверенным, что спектакль состоится.

- Лацанич все же рисковал, когда привез вас в театр? А вы рисковали, приехав в Киев?

- Конечно, рисковала, еще как! Такая махина могла обойтись и без меня, взяли бы другую певицу. Вошла в репертуар легко, сначала во все спектакли О.Рябова, затем - В.Кожухаря. Много друзей, которые помогают в работе: И.Пономаренко, А.Востряков. Люблю работать с И.Молостовой, она настоящий профессионал. Интересно проходили репетиции над «Набукко» с французским режиссером Ж.-П.Валентином, он умел создавать настроение. Возникло настоящее творческое содружество: я показывала отдельные мизансцены и, если убеждала, он соглашался оставить именно так. Сейчас репетирую «Лоэнгрина». Репетиции проходят трудно - языковой барьер. Но вообще я - оптимист, живу, радуясь каждому дню жизни.

...Сможете ли вы полюбить театр теперь? С его праздниками и буднями, с фуршетами по поводу и без, с незаметно промелькнувшими юбилеями и внезапными заменами спектаклей, с режиссерами, таскающими за кулисами в антракте декорации (кто в театре главный?), с выдуманными кумирами и нелепо составленной афишей, по забывчивости, с балетом, танцующим сейчас в Испании и Мексике?.. с охраной, тщательно изучающей пропуска, не лица? С неродившимся «Лоэнгрином»? Полюбите театр! Не сетуйте: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» Придите сюда и улыбнитесь на ироничное приветствие в балете: «Я вас несамовито вітаю!» Придите, и, если не «умрете», от негодования или восторга, - то останьтесь здесь. Навсегда!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме