Что будет с Союзом и с вами?

Олег Вергелис 2 декабря 2016, 23:04
театр

Читайте также

Новый руководитель Национального союза театральных деятелей Украины Богдан Струтинский ответил ZN.UA на гамлетовский вопрос — быть или не быть? То есть "быть" ли театральному Союзу таким, каким он был, — ведь уже давно назрели серьезные реформы.

Чисто по-детски слово "союз" благозвучно рифмуется со словом "картуз". По этому поводу услужливое воображение рисует радужную картинку: новый руководитель "союза" берет в руки картуз и ведет за собой театральную общину. Конечно же, в светлое будущее, куда все так хотят, но их туда пока не берут. 

Проблема творческих союзов на страницах ZN.UA поднималась неоднократно. В частности, недавно такой же новый руководитель Союза кинематографистов Тарас Ткаченко рассказывал о своих ближайших реформаторских шагах. 

Между тем отношение к самим союзам со стороны некоторых молодых общественных деятелей и активистов иногда — сдержанное, а иногда — беспощадное. Дескать, это все старая ботва сталинской идеологической системы, а теперь нам нужны ростки новой современной организации общественной и творческой жизни. 

Напомню, Украинское театральное общество было основано еще при жизни И.Сталина — в 1944-м. С центром в Киеве и с филиалами в Харькове, Львове, Одессе, Донецке, Симферополе, Днепропетровске. Согласно тогдашним документам, общество должно было пропагандировать систему К.Станиславского и партийные установки. 

Руководителями союза в ХХ в. были Иван Паторжинский, Наталья Ужвий, Елена Кусенко, Сергей Данченко. На рубеже прошлого и нынешнего веков НСТДУ руководил Лесь Танюк. 

Осенью на съезде НСТДУ новым руководителем этого союза был избран Богдан Струтинский, директор и художественный руководитель Киевского национального театра оперетты. 

— Выдающиеся личности, которые в разные периоды и эпохи возглавляли украинский театральный союз, — это художественные деятели-легенды: Ужвий, Паторжинский, Кусенко, Данченко и, конечно, мой учитель Лесь Танюк, — говорит Богдан Струтинский. — Важно осознавать, в какое время жили и творили эти замечательные люди. И, собственно, следует постоянно вспоминать их вклад в жизнь украинской театральной громады. 

Например, Наталья Михайловна Ужвий еще в 1959-м приобщилась к созданию Дома ветеранов сцены.

— Кстати, как сегодня функционирует этот Дом? Ведь время от времени в СМИ появляются тревожные сообщения о сложной ситуации в этом учреждении? 

Струтинский
Богдан Струтинский
— Дом живет своей жизнью. Хотя, разумеется, что эта жизнь напряженная, для многих, к сожалению, угасающая. 

Как мне недавно сообщил директор Дома, там живут 17 ветеранов сцены. Со своей стороны, я буду делать все, от меня зависящее, чтобы улучшить условия жизни пожилых людей. К тому же, может и не все об этом знают, там немедленно нужно решить проблему с землеотводом. Весь период существования Дома земля под ним, собственно, ему "не принадлежит". 

Во времена УССР был утвержден государственный реестр (земельных кадастров тогда еще не было). Но появилось новое законодательство независимой Украины. И решения о предоставлении права на отвод этой земли до сих пор не было. 

Следовательно, нужно этим заняться. 

Надо заниматься даже такими элементарными вопросами, как счетчики — на воду, на тепло. С целью экономии. Ведь только за год экономия в Доме могла бы достигать
300 тыс. грн. 

Словом, работы много. 

— Если говорить о других направлениях работы. В частности, такое сугубо формальное направление как статистика. Сколько сегодня насчитывается членов Союза? 

— Статистика, кстати, — тоже не закрытый вопрос. Надо, чтобы межрегиональные театральные отделения подали реальные списки количества членов. И они должны быть не на бумаге (как в допотопные времена): будем внедрять электронную регистрацию. Она будет публичной, на нашем официальном сайте. 

— Сайт НСТДУ, вообще, существует? 

— Нет, пока, к сожалению, сайта нет. Снова же, это еще одно из направлений работы. И здесь уже есть наработки. Надеюсь, в начале 2017-го официальный сайт Союза будет функционировать. Поскольку такой сайт должен стать "картой" жизни Союза, его важных событий. 

К сожалению, определенные рудиментарные процессы привели к тому, что сегодня театрального Союза как активной общественной трибуны у нас нет. Хотя, с другой стороны, члены объединения активно работают в региональных отделениях. В Западном регионе, Днепропетровске. Эти люди, несмотря ни на что, держат планку, помогают коллегам, проводят мероприятия. Их деятельность свидетельствует, что нельзя отказываться от лучших традиций Союза. 

Тем временем необходимо строить новую общественную структуру — по европейским стандартам. Как ассоциацию. Как учреждение. Как активный инструмент влияния театрального социума на исполнительную и законодательную власть. 

Ведь вы согласитесь, что даже такой мучительный вопрос, как театральная реформа, в ее нынешнем "контрактном" виде, к сожалению, решался без активного вмешательства в этот процесс НСТДУ. Разумеется, на то были серьезные причины — и объективные, и субъективные.

— Богдан, принимая во внимание разные мнения относительно рудиментарности союзов, оглядываетесь ли вы на опыт других театральных государств? Как у них? Как там выстраиваются аналогичные общественные объединения по профессиональным интересам? 

— Я общался с представителями белорусского и молдавского театральных союзов. Там ситуация похожа на украинскую. То есть действительно заметны рудименты "совка". 

— А что с опытом стран Балтии? 

— В балтийских странах место союзов заняли ассоциации. В известной мере такие ассоциации являются синонимами союзов. 

С другой стороны, в слове "союз" тоже нет ничего плохого. Союз не должен создавать продукт художественный. Он должен создавать определенную среду для художественного продукта: генерировать идеи, ставить и решать проблемы, возникающие в театральной сфере, защищать интересы людей театра. И, безусловно, обновленный союз должен иметь четкую дорожную карту — в плане законодательных инициатив. 

Сейчас, в частности, формируется рабочая группа совместно с представителями Минкульта, которая будет работать над внесением изменений в Закон о театре. И работы здесь —  непочатый край. Важна также коммуникация с депутатским корпусом. Само собой в этом деле ничего не появится. 

К тому же каждый раз приходится убеждать не только депутатов, но и представителей коммерческих каналов, что культура, театр в частности, — это "формат", именно сегодня. Но, к сожалению, для многих "влиятельных людей" успешный формат — исключительно попса. Не каждый из представителей власти или крупного бизнеса осознает, что театр — также один из инструментов развития государства. 

Представьте, что даже "миф" о Древней Греции без сопутствующего "мифа" о древнегреческом театре почти невозможен. 

— От мифа — к реальности. Собственно, какие объекты сегодня находятся в реальном подчинении НСТДУ, хотя бы на территории Киева? 

— К сожалению, таких объектов нет. 

— То есть? 

— На балансе Союза ничего из той недвижимости, которую, очевидно, вы имели в виду, не находится. Это действительно критически болезненный вопрос. Принимая во внимание сугубо юридическое отсутствие таких принадлежащих Союзу объектов, мы должны квалифицированно и оперативно действовать. Уже в ближайшее время Союз откроет новый офис — причем в центре столицы. 

Не хочу рисовать райский сад по поводу того, "что" там будет, и "кто" там будет. Но, безусловно, там должен работать секретариат. Там должна стоять, исключительно как символ, скажем, печатная машинка: как образ прошлого, когда драматурги создавали пьесы на таких машинках, а не на компьютерах. 

То есть там должна быть современная атмосфера, в которую внедряются милые замечательные знаки театрального прошлого, а его не следует предавать. 

— Если можно, коротко о структурных изменениях в обновленном формате Союза. 

— Сегодня как раз и формируется уже заданная мной дорожная карта — т.е. сводятся вместе инициативы, связанные с законотворческими вопросами, с важными структурными изменениями в Союзе. 

По моему убеждению, НСТДУ должна теснее объединить вокруг себя региональные отделения, которые ждут от столицы серьезных реальных дел. 

Давно назрела тема всеукраинского театрального фестиваля. Сейчас продолжается обсуждение его формата. Вопросами фестиваля будет заниматься народный артист Украины Ростислав Держипольский, которого я пригласил к руководству Союзом.

Безусловно, в структуре Союза должен быть активный молодежный сектор, чтобы привлечь в организацию новое поколение. 

— Как, кстати, его привлечь? Ведь все это время молодое поколение самоорганизовывается, создает свои платформы, дикие театры, инновационные и контроверсионные проекты. 

— Вопрос непростой. Думаю, к такому процессу следует привлекать и социальные сети, и медийные личности, которым верит молодежь. 

Недавно я был в Нежине. И тамошний молодой руководитель местного отделения НСТДУ говорит — дескать, а какая нам, вообще, выгода от Союза? 

И такой вопрос возникает регулярно. Ответом и будет новая современная модель Союза и наполнение ее привлекательными проектами. 

Кстати, это еще одно из направлений — сектор творческих проектов. Речь не о создании на базе НСТДУ отдельных спектаклей или аналогичных акций, речь о проектах образовательных, фестивальных, международных. 

В таком плане важное направление — медийное. То, что связано с активизацией театральной критики и, собственно, освещением театральной жизни Украины. Есть идея создать всеукраинскую театральную газету — на определенном этапе хотя бы как онлайн-проект. 

В начале 2017-го начнут действовать сезонные школы НСТДУ. Начиная с февраля, будет работать школа театрального менеджмента на базе Национальной оперетты Украины. Я говорил на эту тему и с руководителем Молодого театра Андреем Билоусом. Очевидно, его театр также станет площадкой для школы менеджмента. 

Со временем будут летние школы НСТДУ в трех городах — Херсоне, Одессе, Ивано-Франковске.

— В чем специфика таких школ? Кто кого и чему там будет учить? 

— Если коротко, каждая из таких школ НСТДУ предусматривает определенную тематику. Это может быть актерское искусство, режиссура, театральная критика, сценография. На протяжении трех–пяти дней все желающие (среди них студенты, молодые художники из разных театров) попадут на мастер-классы к лучшим специалистам в своей области.

И еще хотел бы анонсировать важную идею. Она связана с театральными музеями, которых много в нашем государстве. Там есть огромные наработки, уникальные документы. Так вот возникла идея разработать в НСТДУ "туристическую карту" театральной Украины. Чтобы соотечественники и иностранцы открыли для себя украинский театр и его выдающихся мастеров. 

Ну и это лишь небольшая часть проектов, которые со временем будут разворачиваться в Национальном союзе театральных деятелей Украины.

— Вы упоминали Дом ветеранов в Пуще-Водице. А я вспомню Дом актера в центре Киева. Кажется, это здание также не имеет прямого юридического отношения к НСТДУ. 

— Этот дом является собственностью Киеврады, это коммунальная собственность. Его судьба зависит от столичных депутатов, от департамента культуры. Не исключено, что завтра появится какой-то чиновник и заявит о необходимости "реконструкции" Дома актера. Как только она начнется, трудно представить, в чьих руках со временем окажется само помещение. Хотя есть указ президента о невозможности приватизации учреждений культуры. И он демонстрирует активную защиту государства именно в этой сфере. С другой стороны, у нас же есть и Конституция Украины. Но не все, к сожалению, ее выполняют. 

— Продолжая листать списки недвижимости НСТДУ, не могу обойти стороной легендарную "Черноморку", дом отдыха театралов в Одессе. 

— Часть земли вокруг дома забрали. 

— Часть — это сколько? И сколько осталось? 

— Сейчас, собственно, у "Черноморки" (т.е. у Союза) есть гектар земли. Раньше было около трех. 

— Что на остальных двух гектарах происходит?

— Построены современные коттеджи. На самом деле ситуация там сложная. По этому поводу я уже делал запрос на имя Одесского головы. Хочу разобраться в проблеме. А сама проблема в том, что юридические вопросы словно повисли в воздухе. 

— Вы только что приняли дела. И, очевидно, принимая во внимание разные предыдущие пертурбации, настроены на аудит НСТДУ? 

— Со слов работающих в НСТДУ людей такой аудит проводится. Я же считаю, что проверку деятельности должно проводить контрольно-ревизионное управление. Поэтому буду делать отдельный независимый аудит. На мой взгляд, это правильно. Ведь, так или иначе, надо начинать новый этап жизни Союза — не то чтобы с чистого листа, но, безусловно, с чистой совестью. 

Из досье

Богдан Струтинский — народный артист Украины, директор и художественный руководитель Киевского национального академического театра оперетты. В 1996-м окончил Киевский университет театрального искусства им. И.Карпенко-Карого. С 1999-го — ассистентура-стажировка в мастерской Леся Танюка. Стажировался также в центре Ежи Гротовского (Вроцлав, Польша), в мастерских Ришарда Неочима и Зигмунда Молика. С 2003-го — художественный руководитель Киевского театра оперетты.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.05
EUR 28.64