Ближе к Африке

123
Динео Сеше Бопапе

Читайте также

Названы победители Future Generation Art Prize 2017. Соответственно, эксперты конкурса попытались ответить на вопрос: как будет выглядеть мир искусства уже в ближайшее время? И как долго оно будет оставаться симулякром на потеху публике? 

Миром правят женщины. Но, по традиции, табели о рангах кто всех лучше, кто всех краше, составляют мужчины. Хотя в гендерном отношении состав Международного жюри конкурса Future Generation Art Prize 2017 и представлял собой образец политкорректности — все равно, даже в нем сильный пол фактически доминировал: 4 именитых мужчины против 3 женщин. Прибавим к этому лицо конкурса — его основателя, мецената Виктора Пинчука. 

Решение уважаемых экспертов присудить Гран-при и Специальную премию двум девушкам родом из Африки: Динео Сеше Бопапе (Южная Африка) и Фиби Босвелл (Кения — Великобритания) — выглядит политкорректным. 

Из более чем 4400 заявок, поданных художниками в возрасте до 35 лет из
138 стран со всех континентов (как не без законной гордости сообщает официальный сайт премии), международные эксперты отобрали 6 финалистов родом из Африки, 4 латиноамериканцев, 3 художников, живущих и работающих в США, одного китайца, одну турчанку, одну россиянку, и т.д. Украину представляла "Открытая группа" — благодаря прошлогодней победе.

Сказать, что какие-то из представленных в финальной экспозиции работы были заметно сильнее (или ощутимо слабее) прочих, сложно. Скорее, молодых — и, в большинстве, живущих как люди мира, ведь современное искусство транснационально (и только моду в нем по-прежнему диктуют люди Запада), — художников-участников можно упрекнуть в унификации. В меру — "левого" социального пафоса (как в инсталляциях колумбийца Ивана Арготе, в стопках газет с "предсказаниями" экстрасенсов турчанки Асли Чавушоглу, и т.д.). 

Умеренный концептуализм ("Прямоугольный предмет" и "Принудительный изгиб" Карлы Шайм, Бразилия, "К себе" Камиллы Жанан Рашид, США, и пр.). Ритуальные реверансы в сторону феминизма (за раскрытие женской темы Фиби Босвелл, собственно, и получила свою награду). 

Почти обязательно — масштабность и зрелищность. (Завоевавшая Гран-при земляная инсталляция mabu/mubu/mmu Динео Сеше Бопапе состоит, в первую очередь, из нескольких тонн земли. На пресс-показе выставки журналистов больше всего поразило, как такое количество грунта смогли доставить на пятый, самый высокий этаж ПАЦа.) 

Все вышеперчисленное и есть примерный "рецепт" успеха в мире современного искусства-2017.

Художники из стран третьего мира — в первую очередь это касается Африки и Латинской Америки — единодушно берут еще и поверхностной местной экзотикой. Поверхностной назовем ее в силу эффектности, явно рассчитанной на не знакомого с местным "контекстом" зрителя. Кроме того, третий мир охотно переосмысляет местные народные традиции. 

Работы что венесуэльцев, что жителей ЮАР, как правило, или визуально очень ярки — или любым иным способом напрямую отсылают к народной культуре. Включая и современную уличную. Латиноамериканцы при этом еще и эксплуатируют тему бедности и социальной неустроенности собственных стран. 

Как, например, занявшая место раздевалки в ПАЦе инсталляция Сол Калеро (Венесуэла) "Обмен валют" с похожим на бродячий цирк "муляжом" уличной "обменки". 

Африканцы же в первую очередь исследуют тему угнетения чернокожего населения. Живущие на Западе художники при этом практикуют еще и "возвращение к корням", пытаясь совместить западную и африканскую культурные традиции. 

Так, Фирелей Баес из Доминиканской Республики представила на конкурс инсталляцию "Память доверия сквозь историю (ища совета у Рада Лоа)", с вудуистским пантеоном в качестве героев. Нигерийка Акуниили Кросби изобразила ностальгический "Маниоковый сад" — в технике, напоминающей экономный пэтчворк.

"Mutumia (Женщина)" Фиби Босвелл — интерактивная инсталляция с завывающими, плачущими женщинами, чьи рисованные силуэты словно надвигаются на зрителя, — кажется воплощением едва ли не всех тенденций, которые пытались воспроизвести едва ли не все художники — финалисты Future Generation Art Prize 2017. 

Концептуалистский минимализм черно-белого граффити лишь усиливает эффект зрелищности масштабных рисованных "анимированных" фигур. Женский причитающий речитатив апеллирует к самым глубинным, архаическим пластам психики, заставляя сердце сжиматься. 

Сама история, послужившая основой для арт-проекта Босвелл, — одновременно всемирная и очень африканская. Злые богатые люди решили отнять у бедных чернокожих людей землю. (Почти как у киевлян — застройщики.) И тогда местные женщины-матери решились на отчаянный шаг. Раздевшись догола (смотреть на обнаженное женское немолодое тело — табу у местных жителей), они своими телами перекрыли доступ к территории.

На фоне "Mutumia", без приза, увы, остался еще один любимец киевской публики — гигантская (и сбивающая с ног еще и своим запахом) инсталляция Ибрагима Махамы (Гана) "Неориентированный Нканса II". В течение многих лет художник собирал в Гане деревянные ящики и инструменты местных бездомных. Которые, чтобы не умереть с голоду, подрабатывают чистильщиками обуви. Похожий на колумбарий с ячейками, в каждой из которых похоронена чья-то реальная жизнь, "Неориентированный Нканса II", конечно, напомнил работы других, куда более известных западных художников.

Есть ли в принципе под луной совриска — что-либо новое?.. С модой же на феминизм не поспоришь. Тем более что именно мода в искусстве — отличный способ вместо реальных проблем говорить об их видимости. И тогда и волки (те, для кого любые социальные протесты неактуальны, т.к. у них и так все хорошо) вроде бы сыты. И овцы целы — т.е., галочка в рубрике "протест осуществлен" проставлена. Ну, и художники, хотя бы отчасти, сыты, разумеется. 

Те, кто видел "украинские" работы в экспозиции что Арсеннале-2012, что прошедшей в 2015 г. т.наз. Второй киевской биеннале совриска "Киевская школа", подтвердят. Отобранные организаторами FGAP 2017 отечественные арт-проекты мало отличались от победивших в конкурсе Виктора Пинчука африканских или латиноамериканских. Та же местная экзотика. И тот же социальный результат: искусство протеста, которое давным-давно перестало быть протестным искусством. 

Однако Future Generation Art Prize 2017 выглядит куда социальнее, злободневнее даже предыдущего по счету аналогичного конкурса. Мир радикализуется. И мы все, незаметно, — вместе с ним? Посмотрим. А вскоре оценим, как будет выглядеть групповой проект Future Generation Art Prize@Venice, который PinchukArtCentre представит в рамках официальной параллельной программы Венецианской биеннале 2017 года. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.73
EUR 28.60