Александр Загорулько, «Фарфоровые чашки» (издательство «Крымский писатель»), «Гора и мышь», «Время снукера» (издательство «Эльиньо»)

Поделиться
Александр Загорулько — известный в Крыму поэт, автор более десятка добротных стихотворных сборников...

Александр Загорулько — известный в Крыму поэт, автор более десятка добротных стихотворных сборников. О мастерстве автора в этой области достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что за последние годы два его поэтических сборника вышли в США на английском и одновременно на русском и английском языках, пополнив собрание Библиотеки Конгресса США и Вашингтонской библиотеки редкой русской книги, а также, к немалой радости автора, став подарком каждому из участников традиционного бала русского дворянства в Нью-Йорке. Характеризуя творчество А.Загорулько, редактор английского текста и выдающийся английский поэт и переводчик русской классики Ричард МакКейн заметил, что стихи Александра по эмоциональному накалу и мастерству сродни стихам Бориса Пастернака из романа «Доктор Живаго». Согласитесь, такое сравнение дорогого стоит.

И вот сейчас читатель получил возможность оценить степень прозаического таланта А.Загорулько. Сам автор романов «Фарфоровые чашки», «Гора и мышь» и «Время снукера» как бы подтверждает тезис о том, что талантливый поэт может быть талантлив и в прозе, тогда как далеко не каждому прозаику возможно стать поэтом: слишком велика разница в значимости и ценности слова в небольшом эмоциональном объеме стиха и широком пространстве романа.

Автору наверняка довелось испытать немало мгновений настоящего писательского счастья, когда читатели, не будучи в состоянии отличить реальные события от художественного вымысла, спрашивают, правда ли все то, о чем идет речь в книгах. Ведь, раскрыв и «Фарфоровые чашки», и «Гору и мышь», и «Время снукера», узнают, если не себя или людей, которых близко знали, то, по крайней мере, конкретные персонажи лет минувших и дней сегодняшних.

Несомненной удачей автора является умение выстроить сюжет. А это не набивший оскомину современный детектив!

Именно такой, всецело увлекающей собой читателя, является история любви членов одной семьи, в клочья разорванной лихолетьем двадцатого века. Герои романа «Фарфоровые чашки» проходят через огонь гражданской войны в России, репрессии 30-х годов, варшавское гетто и Освенцим, но проносят до наших дней как символ вечной любви две чайные чашки майсенского фарфора, подаренные когда-то в далекой Австрии их прародителям. Для современного романа это может показаться странным, но история любви рассказана страстно и пылко без единой постельной сцены или описания сексуальных утех, что делает роман не столько целомудренным, сколько еще более привлекательным. Может быть, излишней кажется некоторая торопливость автора, но думается, за счет этого А.Загорулько сохраняет присущий роману динамизм.

Еще более важные и серьезные проблемы затронуты в романе «Гора и мышь», основанном на трагических событиях красного террора в Крыму в 1920 году. Размышляя о судьбах героев, автор приглашает читателя задуматься и о судьбе отечественной интеллигенции после братоубийственной войны, и показывает сложнейшие взаимоотношения между художником и властью. Что может противопоставить писатель (поэт, живописец, музыкант) власти, безжалостно ломающей его в надежде заставить прислуживать диктатуре? А.Загорулько не дает точных ответов, но через призму прошлого старается вместе с читателем разобраться в проблемах современных.

Не менее жесток исторический повод третьего романа- «Время снукера». Основываясь на судьбе более двадцати тысяч казаков и членов их семей, выданных англичанами НКВД в июне 1945 года, Александр Загорулько предоставляет нашим современникам возможность ответить на тревожащие всех вопросы сегодняшнего дня: кто мы? Как мы должны относиться к истории? Что для нас означает память об отцах и дедах? Наконец, что такое предательство и кто из вчерашних героев предатель в действительности, а кто среди иуд прошлого настоящий герой?

В определенном смысле все романы составляют трилогию, хотя, безусловно, каждый из них интересен и ценен сам по себе. И все же это трилогия не только потому, что один из героев действует и в «Фарфоровых чашках», и в «Горе и мыши», и во «Времени снукера», но прежде всего потому, что рассматриваемые нравственные проблемы как бы перетекают из одного произведения в другое.

Отрадно, на мой взгляд, что Александр Загорулько в своей прозе чужд украшательства, избегает всякого рода «страшилок», обходит стороной формальные игры со словом и не поддается соблазну использовать дешевые сексуальные картинки для привлечения читателей. Тем не менее книги заинтересовали Liberty Pyblishing House (New-York) и были представлены американскому читателю на общенациональном телевидении.

А что же наши издательства? Неужели они опять выжидают, когда отечественный автор сначала станет широко известен за рубежом, и лишь потом обратят на него свое благосклонное внимание?

Право, этот писатель достоин быть услышан своей страной.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме