АКАДЕМИЧЕСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Ярослав Минко 6 октября 1995, 00:00

Читайте также

В последнее время наблюда-

ется огромная тяга людей к культуре и искусству. Она естественна, как жажда, как дыхание. Впрочем, это стремление всегда было присуще человеку. Помнится, в былые времена родители всеми правдами и неправдами старались определить детей в разные школы с преподаванием какого-нибудь искусства. Все же это были явления в подавляющем большинстве аматорские, на уровне начальной грамоты. В селе вдруг открывали, например, музыкальную школу, о ней гремело радио и телевидение, но не успевали еще замолкнуть фанфары, а от школы оставалось лишь название и громыхание в ушах. Но что интересно, как только она объявлялась, почти все родители желали, чтобы их дети учились музыке. Все зависело от условий.

Лишь только наше общество перешло к новым отношениям, как грибы после дождя, появились десятки и сотни студий, школ, колледжей, так или иначе связанных с искусством, причем многие из них платные. И, надо сказать, недостатка в абитуриентах они не испытывают, более того, большие приемные конкурсы свидетельствуют о том, что количество подобных заведений совсем не так велико, как представляется. Несмотря ни на какие тяжести жизни, кризисы и катастрофы, у простых людей живет неискоренимое влечение к культуре и искусству как ее творящей силе.

Когда я услышал о Киевской детской академии искусств, не мог сдержать скептической улыбки по поводу «академии», коих у нас появилось десятки. В сущности же, мы забыли, что академия - это школа, и первой, носящей это имя, была школа основанная Платоном в IV веке до нашей эры близ Афин в садах, названных в память героя, имя которого Академ.

Итак, Киевская детская академия искусств практически начала свою деятельность осенью этого года с набора младших классов. Она имеет отделения музыки, хореографии, театрального и изобразительного искусства. Здесь дети имеют возможность пройти подготовительную школу, начальную, среднюю и, если повезет, высшую. После окончания учебы выпускники получат диплом бакалавра и при желании могут поступать в вуз сразу на третий или четвертый курс. Обучение в академии бесплатное, но есть и платное отделение, в котором учатся 70 детей, а также спецкурсы в мастер-классах.

- Конечно, мы далеки от мысли, что все наши воспитанники будут художниками, кто не сможет пройти путь до конца вертикали, получит хорошее эстетическое воспитание, ведь культурные, тонко воспринимающие молодые люди нужны везде и всегда, - говорит ректор Киевской детской академии искусств, композитор Михаил Чембержи. - Если вкратце о нашей цели, мы вместе с другими гуманитарными учреждениями готовим новую волну интеллигентов Украины. Процесс обучения у нас максимально индивидуальный и конкурсный. Возможно, через какое-то время некоторым ученикам придется переходить на платное отделение, а из платного могут быть переведены на государственное те, которые будут иметь наибольшие успехи. Большинству мы можем гарантировать только специальное образование, что для многих является жизненной целью.

Преподавание ведется на украинском языке. Михаил Чембежи считает, что если бы языковые проблемы решали профессионалы, все вопросы были бы сняты. Когда видишь перед собой человека, всю жизнь работавшего для Украины, но в силу печальных обстоятельств прошлого не знающего украинского языка, нельзя говорить, что он не патриот. Ректор ставит вопрос по-другому: может ли быть человек интеллигентом, не владея языком родной земли, своего народа? Это прежде всего касается подрастающего поколения. Оно, не пережившее разного рода запретов и давлений - и, дай Боже, не испытает его в будущем, - очень естественно воспринимает родной язык. Об этом даже смешно говорить...

- Да, есть люди, в основном старшего поколения, не желающие «уступать», и здесь, я считаю, необходимы протекционистские меры, - говорит ректор. - В Мюнхене живет мой приятель, знает три языка. Он поехал на работу в Брюссель, но там, чтобы занять вакантное место, надо знать четыре языка. Ему просто отказали. Не говорили, что он, мол, не патриот, что он другой национальности, просто заметили, что он недостаточно профессионален для этой работы. И никаких претензий! Для меня знание языка - элемент профессионализма и интеллигентности.

Если говорить об элитарности, если позволительно употребить такое слово в отношении нашего учреждения, то она всегда связана с искусством. Думая об этом, я имею в виду, прежде всего, будущий конечный результат деятельности нашей академии, а не избранность, да еще, не дай Бог, в зависимости от толстого бумажника, - продолжал ректор. - Для меня элитарность - это создание элитарных, наилучших условий для раскрытия индивидуальности. Будут созданы подобные условия, уверен, будут и хорошие результаты. Вести курсы приглашены ведущие профессора из театрального института, консерватории и академии художеств столицы. Главный принцип - с юных лет общение с мастерами искусства и лучшими теоретиками, пребывание в атмосфере творчества и мысли.

Михаил Чембержи, конечно, романтик, но, надо признать, что без этого в новом деле никак нельзя. Его школа существует еще очень короткое время, но то, что он говорит, - это уже не мечты, а реальность, хотя и только начинающаяся.

У краинская академия танца

существует чуть более года и за этот короткий период развернула широкую плодотворную деятельность. Еще когда-то выдающийся танцовщик и балетмейстер Серж Лыфар мечтал о том, чтобы при Киевском театре оперы и балета была своя академия танца. Деятели искусства, в первую очередь ведущие хореографы, объединили свои усилия и создали при Национальной опере Украинскую академию танца, учитывая не только отечественный, но в большей мере опыт академий танца Парижа, Лондона, Мюнхена, Штудгарта, где, кстати, впервые было создано подобное заведение в конце прошлого века. Так случилось, и, наверное, в этом есть какая-то особенная логика, что Штудгартскую академию танца возглавляет украинец по происхождению Алекс Сурсуляк, английскую Королевскую академию танца - наша бывшая танцовщица Галина Самсова, «Нью-Йорк сити балет» - тоже украинец Джон Тарас. Они приняли участие в создании академии, являются ее почетными профессорами, часто приезжают и дают уроки.

- В Украине формально никогда не было высшего хореографического образования. Чтобы получить институтский диплом по профессиям балетмейстера-постановщика, балетмейстера-педагога, балетмейстера-репетитора, критика или балетоведа, надо было учиться в Москве или Ленинграде. Да и оно было не полным, ибо заочная форма обучения не была эффективной, - рассказывает президент Украинской академии танца, доктор искусствоведения, профессор Юрий Станишевский. - Поэтому в Украине не было ни одного балетмейстера-постановщика, и проблема высшего балетного образования стояла очень остро. На всю Украину было одно хореографическое училище. В разное время там работали выдающиеся мастера - Березова, Васильева, Кириллова, воспитавшая почти всех звезд современного украинского балета. Кстати, тогда в училище существовало отделение украинского танца, которое новое руководство упразднило непонятно почему... На это можно сказать лишь одно: в стране, где танец является ярчайшей чертой национальной культуры, нельзя закрывать отделение украинского танца. Серж Лыфар, более 30 лет возглавлявший балет Гранд-опера в Париже, говорил, что танец для украинского народа - полномочный и чрезвычайный посол, открывший миру душу украинца. К сожалению, есть люди, которые даже по службе обязаны, но не понимают, что народный танец - огромная самостоятельная область нашей культуры, имеющая глубочайшие корни.

Теперь в Украине впервые можно получить специальности - артист балета и ансамбля народного танца, балетмейстер-постановщик, хореограф-репетитор, педагог, искусствовед-менеджер международного класса в сфере зрелищных искусств и шоу-бизнеса. Выпускники получают международные дипломы о среднем и высшем образовании (бакалавра и магистра).

Хореографическое училище выполняло и выполняет свои функции, но теперь оно не будет единственным. Достаточно сказать, что в Париже, например, 8 академий танца и 50 учебных танцевальных заведений разных направлений и рангов, в Мюнхене - более 40 таких учреждений, огромное их количество в Лондоне и других крупнейших городах Европы и Америки. Украинская академия танца развернула деятельность по созданию филиалов - в Донецке работает Лицей хореографического мастерства Вадима Писарева, в Днепропетровске - средняя балетная школа при Оперном театре, во Львове - Институт украинского танца имени Василия Авраменко.

Не умаляя значения блестящей школы российского балетного искусства, надо сказать, что в Украине всегда жили прекрасные традиции классического балета. Из Киева начал свое триумфальное шествие Вацлав Нижынский, здесь начал свою блестящую карьеру Серж Лыфар, танцевала Бронислава Нижынская, ставил балеты выдающийся Михаил Морткин, который вместе с Нижынским создал американский балет. Кстати, последний был большим другом Леся Курбаса, некоторое время работал в Молодом театре, и был случай, когда Михаил Морткин поставил в Киевской опере балет «Азиадэ», Курбас даже выступил в нем в роли Шейха...

Таким образом, в Киеве всегда жили традиции высокой хореографии. Поэтому создание академии танца в нашей столице совсем не является случайностью.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.06
EUR 29.18