Виктор Семенов: «СЕВАСТОПОЛЬ ВЫИГРАЕТ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЙ ПО ЧФ»

Поделиться
Согласно практически единодушному мнению представителей украинской и российской делегаций по пр...

Согласно практически единодушному мнению представителей украинской и российской делегаций по проблеме раздела Черноморского флота дело близится к логическому завершению, стороны находят все больше «точек соприкосновения», и не исключено, что уже в середине ноября правовая основа раздела флота будет подтверждена подписями премьеров двух государств.

Чем ближе развязка, тем шире круг деятелей, готовых непосредственно поучаствовать в этом историческом событии. В последнее время по этой теме высказались практически все желающие. Не устояли даже «зеленые». Тем не менее именно сейчас очень трудно добиться комментариев по существу от участников переговорного процесса. Украинская сторона строго соблюдает этику переговоров, то же можно сказать и о россиянах. Ни одна из сторон не допустила (случайную или продуманную) утечку информации. Все свидетельствует о том, что и Украина, и Россия наконец-то твердо вознамерились закрыть проблему ЧФ.

Подписание соглашений о базировании в Севастополе на условиях аренды означает для России документальный отказ от претензий на российский статус этого города. В то же время для России чрезвычайно важно закрепиться в Севастополе хотя бы на 20 лет, по крайней мере сейчас видно, что и в будущем российский флот очень постепенно будет покидать столь важный в стратегическом плане Крымский полуостров, если вообще когда-либо пойдет на это. Для обеих сторон подписание соглашений носит скорее моральный и политический характер.

Именно сейчас, я думаю, любопытно будет мнение по этому поводу мэра Севастополя, города, чью судьбу вот уже в течение пяти лет безуспешно пытаются определить российские и украинские политики и адмиралы. Я встретила Виктора Семенова в четверг в администрации Президента - в первый же день после выписки из Феофании, куда его, раненного в результате покушения, привезли 10 октября. В больнице Виктор Михайлович провел три недели, тем не менее, сейчас он выглядит спокойным, практически здоровым, может, немного усталым от хождения по коридорам власти после продолжительного постельного режима.

- Как вы относитесь к высказываниям в прессе по поводу того, что Украине пришлось настолько «поступиться принципами» при согласовании готовящихся к подписанию соглашений по ЧФ, что Президент решил отдать это почетное право премьеру...

- Вы меня извините, но это просто абсурд. Эти соглашения должны подписать именно премьеры. Потому что в них затрагиваются вопросы собственности и бюджетных взаиморасчетов между государствами. Дело президентов принимать в первую очередь всеобъемлющие политические решения. Что касается ЧФ, то такие решения на уровне президентов подписаны. Далее дело за премьерами. А широкомасштабный договор между Украиной и Россией, заключение которого откладывалось из-за нерешенной проблемы ЧФ, безусловно должны подписывать президенты. Это большая политика, а конкретика соглашений по статусу флота и экономическим взаимоотношениям, определяющим условия его базирования на территории Украины, - повторяю, вопросы исполнительной власти, в частности премьеров.

Я хочу подчеркнуть, что тот вариант, который планируется подписать, на мой взгляд, единственно возможный.

Сейчас в Севастополе живет 110 тысяч жителей ( из более 450 тыс. - А.П.), так или иначе связанных с ЧФ, это - офицеры и члены их семей, служащие предприятий флота. Можно ли взять и вывезти их за пределы Севастополя? У людей здесь квартиры, дети, родители. Точно так же нельзя решать вопрос о переносе базирования ВМС Украины из Севастополя, поскольку за этой проблемой тоже стоят люди. Так повернулось колесо истории, что Крым и Севастополь - в составе Украины. И повернуть его назад можно только революционным путем. Вариант, к которому пришли президенты в виде политического решения, - это вымученный вариант, вариант компромиссов, единственный цивилизованный и мирный вариант решения. Другого выхода просто нет. Другой выход - я не хочу даже о нем говорить...

Если кто-то думает, что проблему очень просто решить выделением одной или двух бухт, он ошибается. Заявления некоторых партий, отдельных депутатов, которые считают, что если они подключатся к этому вопросу, то они «спасут Украину», на мой взгляд, безответственны. Именно Президент несет наибольшую моральную ответственность за судьбу государства. Разве пошел бы он на компромиссы, если бы не понимал, что иначе этот вопрос решить нельзя? Неужели кто-то думает, что Президент меньший государственник, чем отдельные депутаты или партии? Такие проблемы не решить ни на митингах, ни на собраниях. И чем больше людей будут вовлечены в это, тем сложнее будет достичь компромисса. Возможна ли мирная передача Севастополя из Украины в Россию? Нет. Возможен ли мирный вариант, при котором Россия сейчас вывела бы ЧФ из Севастополя? Нет. Именно поэтому необходим компромисс.

- Как вы считаете, выиграет ли Севастополь от заключения этих соглашений?

- Я считаю, что выиграет и Севастополь, и оба государства. Разве мало «горячих» точек на территории бывшего СССР, и в частности в России? Подписание соглашений стабилизирует политическую ситуацию в Севастополе, Крыму, даст возможность убрать те противоречия, на которых играют некоторые политики.

Улучшится в нашем городе и экономическая ситуация. Я и раньше говорил, что Россия должна участвовать в социальной защите своих граждан, проживающих в Севастополе. Ведь сейчас социальная защита всех жителей города происходит, в основном, за счет украинских налогоплательщиков. Российские средства массовой информации часто оперируют какими-то абсурдными цифрами, например - ЧФ платит налоги по 17 позициям, что составляет чуть более 40 % от всех средств, выделяемых на содержание флота. На самом деле по этим 17 позициям ЧФ должен был заплатить в 1996 году 10 млн.грн., которые, кстати, выплатил далеко не полностью. Это при том, что мы в 96-м году должны собрать с наших налогоплательщиков 100 млн. грн.

Кстати, с учетом того, что затраты городского бюджета равномерно распределяются на меры по социальной защите, на образование, здравоохранение и культуру между всеми жителями Севастополя без учета их гражданства, то фактически Россия задолжала городу за 96-й год 27 млн. грн., то есть примерно четвертую часть расходов на социальные нужды. К этому следует добавить задолженность ЧФ, то есть России, городу за коммунальные услуги, которая на настоящий момент составляет 9 млн. долл. И поэтому вызывает большое сомнение, что на финансирование ЧФ российским государством выделяется всего чуть более 20 млн. грн. Мне также абсолютно непонятно не только в политическом, но и экономическом плане попытка Госдумы Российской Федерации взять на себя финансирование Севастополя. На будущий год это составит около 190 млн.грн. Если депутаты Госдумы действительно так ратуют за улучшение жизненных условий севастопольцев, то пусть рассчитаются со своими долгами. Политические лозунги останутся политическими лозунгами, а экономика остается экономикой.

По ЧФ готовится, как известно, ряд соглашений. Для меня наибольший интерес представляют непосредственно затрагивающие жизнеобеспечение тех, кто в нашем городе проживает. Уже подготовлено одно из таких соглашений, которое определяет часть средств, которую будет выплачивать Россия на содержание инфраструктуры города. Сумма будет определяться исходя из расчетов пропорционально части жителей, которые являются гражданами России. Это соглашение взаимосвязано с соглашением о статусе ЧФ, где будет закреплено гражданство. После того, как будет точно определено количество граждан России, пропорционально расходной части бюджета будет определяться и компенсация. Так, если в 97-м году расходная часть бюджета планируется в размере 190 млн.грн., то порядка 40 млн.грн. являются обязанностью России. Это же будет касаться и других мест базирования ЧФ.

Тем не менее, я думаю, мы найдем нормальный экономический механизм раcчетов. Сейчас Россия опасается, что средства, которые она будет платить в счет аренды, пойдут на создание украинского флота. Этого не будет. Хотя средства, выплачиваемые Россией в качестве арендной платы, через украинский бюджет будут поступать в основном в Севастополь, согласно программе стабилизации экономики города до 2000 года, принятой президиумом Кабмина Украины.

- Виктор Черномырдин проговорился в одном из телевизионных интервью о том, что достигнута договоренность о сроке аренды в 20 лет. Есть ли у вас уверенность, что Россия уйдет из Севастополя через 20 лет?

- Что будет через 20 лет - только Господу Богу известно. С одной стороны, необходимо заинтересовать российских моряков, чтобы достаточно продолжительный срок аренды обязывал к ответственности за переданные им в аренду объекты. Здесь еще надо будет решить, кто, например, будет ремонтировать причалы, - тот, кто арендует, или тот, кто сдает их в аренду? Как вы знаете, Украина настаивала на очень коротком сроке базирования, Россия отстаивала больший. И исходя из своих интересов, на каждой встрече по чайной ложке стороны приходили к каким-то компромиссам. Я знаю, с каким трудом президенты приходили к этим решениям.

А с другой стороны, мы же не должны загонять Россию просто в угол. Мы же прекрасно понимаем, что в такой серьезной экономической ситуации, в какой и мы, и они сейчас находимся, ставить перед Россией задачу построить базу на Черном море за пять лет не по-соседски. Мы тоже должны считаться с интересами России, нашего стратегического партнера.

Меня не так беспокоят сроки. Меня удивляют высказывания одного из заместителей командующего ЧФ, который недавно заявил: «Два медведя в одной берлоге не уживутся». Мне не понятно - о каких медведях идет речь? Украина и Россия заявляют об отношениях стратегического партнерства. Так что им мешает совместными усилиями двух флотов, в условиях партнерства, «из одной берлоги» составлять противовес для ВМС Турции, преимуществом которой на Черном море так пугают нас?

Есть и такие, как коммунисты, которые заявляют о необходимости сохранения единого флота. Четыре года назад и я так думал. Но за это время я убедился, что это нереализуемый вариант. Не могут два государства «слепить» единое образование, которое отвечало бы в равной степени их интересам. Это сложно с экономической точки зрения и еще сложнее в плане управления. Этот вариант уже предусматривался, но не сработал. Создать единое командование так и не удалось.

- Как вы расцениваете заявления российской Госдумы и мэра Москвы по поводу статуса Севастополя? Юрий Лужков неоднократно бывал в Севастополе, вас, наверное, связывают отношения дружеского характера?

- Я не могу сказать, что у нас существуют дружеские отношения. Тем не менее соглашения экономического характера между мэриями Севастополя и Москвы существуют и успешно работают. Заявление Юрия Михайловича, высказанное им на праздновании 300-летия флота, я отношу к заявлениям чисто политического характера. Пожалуй, лучше всего на его заявление ответил президент России, который сказал, что стартовать в предвыборной президентской гонке рано, поскольку на ближайшие четыре года президент уже избран. А что касается дружелюбности такого рода высказываний, я считаю, что такими заявлениями добрые дела не делаются.

Я уверен также, что заявления Госдумы России - палка о двух концах. Они заявляют, что Севастополь не передавался в состав Украины. Лидеры Ичкерии сразу же заявили, что Чечня никогда не вступала в состав России, в ответ на что россияне вытаскивают на свет документы прошлого века, подтверждающие вступление. В ответ на заявления типа «Крым не передавался в состав России» могут заявить «Псков - не российская территория» и т.д. Самая сложная вещь - собственность и земля. Я сам был свидетелем того, как в течение года две бабушки, каждая из которых имеет четыре сотки, чуть ли не до драки спорили о том, с чьей стороны протягивать проволоку на шпалерах, - а ведь это какие-то квадратные сантиметры! Самое страшное, что может быть в СНГ, - территориальные споры. Если мы ввяжемся в земельный передел, это просто безумие!

- Существуют ли какие-то экспертные оценки стоимости севастопольской земли, необходимые для предъявления России счета за аренду?

- Конечно, существуют. Но есть еще много нюансов. В частности, пока не решено, как будет выплачиваться аренда. Россия хотела бы платить по ежегодной жесткой ставке, которая не будет пересматриваться с течением времени. Украина пока на это не соглашается.

- В каких суммах может измеряться арендная плата?

- Об этом сложно судить, пока не решен окончательно вопрос о разделе инфраструктуры. Несмотря на заявления российских законодателей, раздел флота уже прекратить нельзя - плавсредства уже в принципе поделены, многие корабли переданы украинской стороне, хотя есть претензии, нюансы. А инфраструктура еще не разделена, как, впрочем, не решен вопрос о бухтах Севастополя.

Дело еще в том, что в арендную плату входит не только плата за землю, сюда же включается и плата за использование акватории, за возможный причиненный экологический ущерб и много других составляющих. Определением площади, которую будет занимать ЧФ, занимались делегации по разделу ЧФ во вторник и среду в Севастополе, руководители делегаций облетели для этого акваторию Севастополя на вертолете. Самое главное - определить, какие причалы, какие здания, а определить цену - вопрос уже несложный.

- Вероятно, более предметный разговор с цифрами, фактами и выводами получится только после подписания документов по ЧФ. Но я не могу обойти тему покушения на вас. Как вы думаете, кто в этом заинтересован? Следствие сейчас рассматривает множество различных версий, тем не менее вы еще не высказывали своего мнения по этому поводу.

- У меня самого - порядка пяти версий случившегося. Одна из версий - финансово-политическая. Последнее время я провожу жесткую финансовую политику по отношению к использованию бюджетных средств, к применению различных вариантов взаимозачетов, бартерных сделок, факторинговых расчетов. Это не всем могло понравиться. А вот кому больше она не понравилась, в этом должны разобраться правоохранительные органы. Я сразу же сказал следователям, чтобы они не рассматривали версию о какой-то моей личной финансовой причастности. Нельзя искать черную кошку в темной комнате, если ее там нет.

- Говорили, что вы не поделили что-то с представителями фирм из Татарстана, которые, в частности, арендуют в Севастополе нефтеперевалочные причалы?

- У меня нормальные отношения с руководством Татарстана. И наоборот, рассматривался вопрос о предоставлении Татарстаном товарного кредита в виде поставок мазута для обеспечения города на всю зиму.

- Как на вас повлияло покушение? Что вы намерены делать в будущем - проводить более умеренную финансовую политику?

- Наоборот. Моя политика будет ужесточаться. Этот взрыв сделал меня только сильнее.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме