Кто хочет исПОРТить Донузлав?

Поделиться
Если проследить тематику переговоров во время последних зарубежных визитов президента В.Ющенко и...

Если проследить тематику переговоров во время последних зарубежных визитов президента В.Ющенко или его встреч с иностранными гостями на Родине, трудно не заметить, что тема строительства крупного портового комплекса на крымском озере Донузлав стала почти дежурной и, благодаря частоте упоминания, выглядит чуть ли не главной внешнеэкономической инициативой, которую Киев настойчиво продвигает. Причем на всех векторах и на разных условиях.

С миру — по нитке

В конце августа прошлого года во время казанского саммита СНГ Виктор Ющенко презентовал проект, который, по словам министра иностранных дел Бориса Тарасюка, «предусматривает строительство международного порта с использованием этих портовых сооружений на правах собственности странами- участницами». Это очень важно для стран, сообщал журналистам глава МИД, которые не имеют выхода к морю или океану, а «благодаря Украине и инициативе президента Ющенко… получают такую возможность».

В декабре президент Ющенко пригласил к сотрудничеству в этом проекте представителей стран другого объединения, которое в Москве воспринимают как анти-СНГ или анти-ЕЭП — Сообщества демократического выбора. На проходившем в Киеве форуме Виктор Ющенко сообщил, что Украина намерена инициировать несколько региональных международных проектов, которые будут интересными для стран Балто-Черноморско-Каспийского региона. «В ближайшее время мы хотим предложить вашему вниманию строительство крупнейшего на Черном море торгового порта Донузлав, который сегодня по характеристикам может быть самым крупным портом, в строительстве которого может принять участие любая компания любой страны, заинтересующейся этим проектом».

Добавим также, что ранее Украина инициировала подписание меморандума о строительстве морского транспортно-промышленного порта Донузлав с Турцией. А в ноябре президент Ющенко приглашал к сотрудничеству по проекту Донузлавского порта французских инвесторов — во время рабочего визита в эту республику. Как затем сообщала пресс-служба президента, «французские компании намерены инвестировать в строительство портов в Украине 500 миллионов евро», хотя не уточнялось, что речь идет именно о Донузлаве.

Активно заняты поиском инвесторов и крымские руководители. И даже заявляют о достигнутых договоренностях. Анатолий Матвиенко в свою премьерскую бытность много говорил о заинтересованности инвесторов из России, Польши и Турции, однако ни компаний, ни фамилий почему-то не называл. Нынешний глава Совмина Анатолий Бурдюгов, вернувшись из Вены, сообщил, что Министерство экономики и труда Австрии намерено рассмотреть возможность участия в данном проекте. В частности, по строительству железной дороги Джанкой — Воинка — порт Донузлав, которую железнодорожные компании Австрии могли бы строить на концессионной основе.

Итак, что же за проект так уверенно и настойчиво продвигает украинское руководство?

Строительство Крымского морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» предполагает привлечение 2,5 миллиарда евро инвестиций в течение десяти лет. По сообщению пресс-службы президента, «введение в действие первой очереди проекта позволит государству ежегодно получать около 340—400 млн. грн. налогов. Кроме того, строительство нового комплекса обеспечит 12 тыс. новых рабочих мест, а через 9—10 лет комплекс может стать самоокупающимся». Концепция проекта предусматривает строительство 12 портовых терминалов, автомобильной и железной дороги длиной 104 км, аэропорта, марины на 1000 яхтенных вымпелов. В прессе также можно найти противоречивую информацию, что согласно проекту «Донузлав» на озере будет построен нефтетерминал, который сможет принимать танкеры водоизмещением 100 тысяч тонн, и одновременно — заверения чиновников, что терминала не будет, а порт строится только для контейнерных перевозок. Анатолий Матвиенко в свое время успокаивал общественность, что будущий комплекс ничем не грозит евпаторийскому курорту, поскольку от перевалки нефти и химической продукции правительство отказалось. Хотя президент В.Ющенко на встрече с крымским руководством в августе советовал не ограничивать проект только контейнерными перевозками. И, судя по всему, тема перевалки нефти обсуждается во время переговоров. В частности, интерес к строительству на Донузлаве нефтетерминала, как сообщили агентства, проявил глава правительства Латвии Айгарс Калвитис, с которым в конце прошлого года в Ливадии встречался крымский премьер Анатолий Бурдюгов. Кстати, причастные к работе над проектом члены правительства большие надежды в его реализации возлагают именно на прибалтийских партнеров.

Что же предлагается строить на самом деле? Вынуждены признать: по большому счету этого не знает никто. Потому что проекта как такового — отработанного, просчитанного, согласованного документа — в природе не существует. Как сообщил «ЗН» вице-премьер автономии Азиз Абдуллаев, сегодня идет наработка предложений отраслевых министерств и ведомств, которые затем будут обобщены и отработаны Министерством транспорта Украины. Заключительный документ представят Кабмину, который должен будет сформировать для работы по проекту государственную комиссию. Чем же тогда оперирует глава державы? А цитирует он везде наработки из концепции, одобренной крымском правительством, а затем, надо полагать, и Минтрансом Украины. Причем дважды. В том смысле, что все это уже было при президенте Л.Кучме. И в этой преемственности есть несколько знаковых моментов, в связи с чем придется вспомнить недавнее прошлое.

О пользе и вреде истории

Если кто не знает, озеро Донузлав находится недалеко от Евпатории, в тридцати километрах. Это самое глубокое (27 метров) озеро в Крыму. Ученые считают, что оно образовалось в результате затопления крупной Донузлавской балки и сейчас соединено с морем узким искусственным судоходным каналом шириной 200 м. В советские времена весь донузлавский регион был довольно закрытым местом. Здесь находилась крупная военная база Черноморского флота: дивизия десантных, бригады противолодочных и разведывательных кораблей. Об их борта и разбивались фантазии гражданских построить на озере торговый порт — природа создала для этого уникальные возможности. Песчаное дно позволяло построить глубоководный фарватер, зимой залив не замерзает и навигация здесь круглогодичная.

В новейшей истории мы наблюдаем уже третью попытку реализации этой идеи. Первый проект был инициирован Министерством транспорта Украины (уже времен Г.Кирпы) и предприятия «Ферротранс» (дочерняя структура Полтавского ГОКа). Предлагалось сооружение портового комплекса для перевалки сыпучих грузов, среди которых — железорудные концентраты, которые производит и экспортирует комбинат, бокситов, кокса, а также строительство терминала по приему и переработке сырой нефти, с нефтепродуктопроводом длиной почти в 100 километров. Проект (внимание!) был вынесен на обсуждение общественности и местных громад поселков Мирное, Новоозерное, расположенных на берегу озера, и г.Евпатории. Общественный экспертный совет, созданный по инициативе Крымской академии наук и экологических организаций, провел экспертизу проекта и сделал заключение: строить нельзя. «Создание портово-промышленного комплекса «Донузлав» по перевалке сыпучих грузов и сырой нефти, включая ее переработку, таит большую угрозу для будущего развития не только северо-западного региона (Большая Евпатория), но и всего курортного Крыма (обострение экологических проблем, загрязнение воздушного бассейна и лечебных пляжей, разрушение природоохранной сети, отток рекреантов и туристов), что обернется большими экономическими потерями, ухудшением здоровья населения Крыма и Украины», — говорится в заключении. По мнению экспертов, для принятия окончательного решения о судьбе проекта необходимо выполнить тщательную государственную и общественную экспертизу, их результаты опубликовать и провести общественные слушания и (или) референдум, «так как реализация проекта с учетом угроз развитию всему Крымскому региону невозможна без принятия осознанного выбора всем населением Крыма».

Наивно было бы полагать, что правительство автономии отказало в поддержке проекта именно по причине протестов экологов. Скорее всего, не удалось привлечь необходимые средства. Но на выручку пришел Леонид Данилович и распорядился найти «стратегического инвестора». Его быстро нашли, на радостях без конкурса, тендера и прочих проволочек постановлением ВР автономии решили: «поддержать предложение Atlantik Caspian Resources pls (Великобритания) о создании морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» по обслуживанию судов и грузов и его расположении в районе озера Донузлав на землях Мирновского, Новоозерновского (г.Евпатория) поселковых, Медведевского, Новоивановского и Окуневского (Черноморский район), Штормовского, Веселовского (Сакский район) сельсоветов площадью 6 000 га». Перечисленным советам рекомендовано подготовить соглашения о передаче указанных земель в общую собственность территориальных громад с последующей передачей их в управление ВР Крыма.

Кто этот инвестор, каково происхождение тех двух миллиардов долларов, которые он намерен вложить в Крым, и на каких условиях — руководство Крыма предпочитало не распространяться. Пришлось расследовать самим. Далее цитируем «Зеркало недели» от ноября 2004 года: «Создавалась Atlantik Caspian Resources pls для участия в разведке месторождений газа на каспийском шельфе. Но к концу прошлого года оказалась фактически банкротом. В декабре 2003 года собрание акционеров Atlantic Caspian приняло решение конвертировать долги перед Denby Holdings (около 8 млн. фунтов стерлингов) в долю в своем капитале, которая составила, по разным данным, от 90 до 93 процентов. Бенефициарами Denby Holdings были объявлены Д.Браун (именно он приезжал в Крым для переговоров с руководством автономии) и Р.Шетлер-Джонс….

И вот в марте этого года у Atlantic Caspian, в которой, как вы помните, у британских владельцев осталось менее 10 процентов, началась новая жизнь. Интересная во многих отношениях компания Eural Trans Gas (ETG), которой «Нефтегаз Украина» доверил транзит туркменского газа в Украину, а «Газпром» — транзит своего газа в Германию, полностью сменила своих владельцев и обладателем 44,67 процента ETG и стала Atlantic Caspian, посредством покупки еще одной, на сей раз — сейшельской офшорной компании.

Вообще-то пишут и рассказывают много интересного: остроумные схемы с грудой оффшорок, возникающая тут и там на заднем плане тень транснационального Могилевича, на ухо называют и вполне родные нефтегазовые и VIP-имена… Доказать — кто за кем стоит и кто чьих будет — в этой совершенно лишенной прозрачности инвестиционно-оффшорной истории будет невозможно. Пока что». Да, теперь многие имена, связанные с Eural Trans Gas и продолжателях ее дела, названы. Жаль, что при таких прискорбных обстоятельствах. Тем не менее, заметим, что в журналистских расследованиях скандала с реальными собственниками «РосУкрЭнерго» мы находим и Роберта Шетлер-Джонса и Дэвида Энтони Ховарда Брауна. Добавим, что г-н Шетлер-Джонс также известен как собственник инвестиционной компании RSJ Erste Beteiligungsgesellschaft GmbH, (аббревиатура в названии — его инициалы), которая приватизировала Крымский содовый завод, а в удачный для АCR 2004 год стала еще и совладельцем СП, созданного на базе ГАК «Титан» (г.Армянск). Продукцию крымской химии, скорее всего, и намеревались транспортировать через собственный порт.

Мы так подробно остановились на этих обстоятельствах дня вчерашнего, чтобы сказать, что ничто не пропало даром. Потому как концепция строительства КМТПК «Донузлав», которую презентует президент Ющенко мировым партнерам — та же самая, что и у Atlantik Caspian Resources, и разработчик тот же — ПФК «Проектгидрострой». Отличие пока что одно: прежняя власть отдавала монопольное право на строительство порта на Донузлаве одной структуре. Нынешний президент распорядился строить порт на долевом участии. Однако мало кто сомневается в Крыму (особенно после эпопеи с созданием газового СП), что упомянутый стратегический инвестор откажется от своих планов, тем более что определенные средства на пути к цели уже были затрачены.

А теперь о том, о чем президент, приглашая на Донуздав Восток и Запад, не только молчит, но и предпочитает не слышать.

Глас вопиющих на побережье

Может, президенту не докладывали, но на берегу Донузлава живут люди. А вокруг озера, на той земле, где предполагается грандиозная стройка, растут сады, виноградники, там у крестьян есть паи (более двадцати землепользователей и владельцев), там же много лет стоят дома отдыха, а местные жители зарабатывают себе на жизнь мелким курортным бизнесом. У местных громад планируется изъятие более пяти тысяч гектаров земли. Что взамен — концепция умалчивает.

Президентский указ по строительству КМТПК «Донузлав» обязует Кабмин провести экологическую экспертизу. Однако ни одного шага в этом направлении за полгода не сделано. Странно, но в Киеве почему-то не слышат многочисленных обращений граждан, которые протестуют против строительства и требуют, чтобы их мнение было определяющим при принятии решения. К органам власти регулярно взывают экологи и ученые, которые уверены, что последствия реализации этой концепции для экологии будут непредсказуемо тяжелыми. Ведь речь идет о смене курортного назначения целого региона — на промышленное, причем экологически небезопасное. Да, порт может получиться замечательный, вот только Евпатории как здравницы, к тому же детской, уже не будет.

Противодействие и неприятие идеи строительства комплекса — сегодня, пожалуй, одно из немногого, что объединяет крымчан независимо от политических симпатий и национальной принадлежности. Под этим лозунгом на выборы идут практически все политические силы, а местная организация НСНУ собирает подписи под обращением к президенту «в защиту евпаторийских пляжей и имиджа евпаторийского курорта».

Городской голова Евпатории Андрей Даниленко в интервью «ЗН» говорит, что действия центра «порождают большое напряжение в регионе, большинство жителей которого выступают против строительства большого порта. Потому что экология волнует людей прежде всего. Потому что глубины озера совсем не такие, как приводят в официальных сообщениях в прессе, и надо будет проводить значительные дноуглубительные работы. (Что может привести к затоплению пляжей, считают экологи. — Авт.) Никакой проект на рассмотрение территориальных громад не представлялся, а есть очень много вопросов, на которые нет ответов. Например, кто же будет заказчиком строительства? Ведь по общепринятой практике таковыми являются экспедиторские фирмы, занимающиеся перевозкой грузов по всему миру. Я не знаю сегодня желающих делать это здесь. Возникает также вопрос, а даст ли Турция добро на проход по Босфору?»

Месяц назад Евпаторийский горсовет, «обеспокоенный таким недостаточно открытым ходом событий, принял обращение с требованием остановить реализацию проекта до тех пор, пока не будет сделана серьезная экспертиза. Евпаторийцам ничего не ответили. Но городская власть будет отстаивать свое решение, причем опираясь на международные обязательства Украины. «Украина подписала Орхусскую конвенцию, которая означает участие громад в принятии решений, связанных с изменением экологического состояния. Эта же норма заложена в уставе нашей громады. Поэтому мы не будем сидеть сложа руки. Мы уже заключили соглашение с Крымской академией наук и будем проводить экологическую экспертизу этой концепции», — говорит Андрей Даниленко.

Городской голова Евпатории искренне считает, что президента кто-то подставляет, не информируя его должным образом. А, может, президент и не задает «лишних» вопросов?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме